Цвет формирует в нашем создании цветовую матрицу того или иного культурного явления, после чего начинает вызывать ассоциации с этим явлением, даже несмотря на его исчезновение и смену исторических эпох. Представьте себе ярко-красный цвет автомобиля, агрессивный, вызывающий, и рядом – глубокий винный оттенок красного. Какой из цветов ассоциируется у вас с гоночным Ferrari, а какой – с ретро-кабриолетом? Подобная игра в ассоциации применима ко многим областям человеческой культуры, в том числе и к моде.

Цвет в культуре

Черные, красные, золотые оттенки в 30-40-е годы прошлого столетия ассоциировались с роскошью, мода активно эксплуатировала образ роковой женщины, femme fatale.

Пришедшая на смену эпоха андрогинных моделей с Твигги во главе ознаменовалась сменой флагов: вместо красного цвета femme fatale в моду вошел девичий розовый. Опосредованно через возраст, на который ориентированы эти образы, красный мы воспринимаем как цвет женщины, взрослый и зрелый, тогда как розовый – цвет девушки, юной и нежной.

Цвет влияет не только на наше восприятие образа в целом, но также на силуэты и стили одежды. Верно и обратное: цвет не только влияет на них, но и находится в зависимости. С приходом на подиумы минимализма с его геометричными формами и лаконичными линиями кроя стали востребованы монохромные образы, черный, белый, серый цвета и colorblock.

Цвет как культурный код. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Определяя место цвета в моде, мы держим в уме тот факт, что на восприятие цвета оказывает влияние множество факторов: пол, историческая эпоха, ценности и моральные устои общества, исконные культурные коды цвета, достижения в текстильной и химической промышленности, новые музыкальные течения, страна и климат, время дня и года и даже политическая ситуация… Перечислить все факторы невозможно, так как их количество и состав меняются с изменением реалий жизни.

В России белый цвет символизирует чистоту, невинность, рождение, из тканей белого цвета шьют свадебные платья и одежду для новорожденных. В Индии белый тоже символизирует чистоту и перерождение, но в понимании другой религии, поэтому он является цветом ритуальных траурных одежд.


Цвет в жизни

Выбор цветов гардероба зависит от образа жизни человека, его ценностей и идеалов, векторов развития общества. В 40-е годы прошлого столетия мужская мода тяготела к темным тонам, в особенности ко всем оттенкам хаки, камуфляжа, темно-синего. Вкупе с широкой линией плеча и объемным кроем гражданский гардероб имитировал военную форму и парадные кители. Причина – ситуация в мире, которая делала героем времени военного и заставляла мужчин любых профессий подражать ему. Представить себе, что мужчина 40-х наденет выцветшие голубые джинсы и растянутую грязно-розовую футболку не представлялось возможным. Сегодня же так могут ходить мужчины любого возраста. Розовый, желтый, салатовый цвета и принты в мужском образе больше не относятся к общественно неприемлемым. Изчезла мотивация подражать военным, копируя их форму и стиль поведения.

Цвет как культурный код. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Цвет в маркетинге

Мы невольно замечаем яркие тона, привлекающие внимание принты, трендовые оттенки, даже если в итоге выбираем практичные темные вещи. Согласно статистике Kissmetrics  и собственных исследований IFM, на решение о покупке влияют звуки и запахи (1%), текстуры (6%) и визуальное восприятие (93%). При этом из указанных 93% опрошенных указали главным в визуальном влиянии цвет (85%).

Феномен привлекательности цвета часто обуславливает выбор товара для оформления витрины. Клиент с большей вероятностью зайдет в магазин, если увидит красиво оформленный манекен или красные туфли на высоком каблуке. Но также с большей вероятностью человек купит более практичную вещь, чем та, что надета на манекене, и черные туфли на удобном каблуке. Главное, что клиент зашел. Цвет выполнил свою маркетинговую задачу.

Хрестоматийной уже стала история об автомобильном концерне Volvo, на протяжении нескольких лет выпускающего несколько машин яркого оранжевого цвета специально для размещения в витринах салонов. Ни один из этих автомобилей не нашел владельца, но они окупили свой выпуск многократно, продав Volvo внимание покупателя.

Цвет как культурный код. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Цвет в обуви

Маркетинг управляет потребительским спросом не только в момент совершения покупки. При создании новой пары обуви она выпускается в наиболее популярном и универсальном цвете: если летние босоножки, то бежевые, если осенние ботильоны, то черные. Выбор практичного и отчасти «безликого» цвета позволяет оценить успешность самой модели и увеличить ее продажи, максимально расширив потенциальную аудиторию покупателей. Ботильоны светло-голубого оттенка купит гораздо меньшее количество человек, чем аналогичную черную пару, так как светлый цвет сложен в сезонном сочетании с темной одеждой, непрактичен в нашем климате, имеет ограничения по возрасту.

Цвет как культурный код. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Вторым шагом работы с товарным ассортиментом становится выпуск наиболее успешных моделей обуви в расширенной цветовой линейке. Если осенью хорошо продавались женские туфли черного и темно-синего цветов, то, скорее всего, в весенне-летней коллекции они будут представлены в нескольких сезонных цветах (бежевом, белом, коричневом), трендовых (металлик, бутылочный зеленый) и коллекционных (кислотно-желтом, фуксии, глиттере).

Какой цвет выбирает каждый человек, живущий в своей стране, своей эпохе и своей культурной среде, определяется уже другим набором причин. Почему мы предпочитаем тот или иной цвет, чем отличаются оттенки и аналогичные цвета, почему некоторые из них становятся модными, что рассказывает наш выбор цвета окружающим и как грамотно сочетать цвета между собой – обо всем этом мы расскажем в следующих лекциях IFM. Следите за новостями Rendez-Vous Daily по хештегу #IFM4rendezvous.