«Оксфорды – это не броги» (с)
Собираясь на свадьбу любимого кузена или на важное собеседование, настоящий джентльмен даже в XXI веке выбирает пару строгих туфель на шнуровке, часто не подозревая, что привычные полуботинки, ни что иное, как оксфорды – обувь, появившаяся благодаря студентам знаменитого университета.
Простые, низко вырезанные, на плоском каблуке и тонкой подошве туфли, под говорящим названием «оксфорды» - самый распространенный тип мужской обуви в современном мире офисов, деловых обедов и ужинов, и официальных встреч. Ключевой элемент – так называемая «закрытая» шнуровка, когда передняя часть (союзка) нашита поверх боковых частей (берцов). Шнурки же продеты свозь петельки, пришитые изнутри.
За привычными ботинками с академическим названием скрывается история длинной почти в 500 лет. До начала XVII века большинство мужского населения носило сапоги на каблуке, которые застегивались с помощью пряжек или ремешков. Но в 1640-х годах в Англии появляется новый вид обуви родом из Шотландии – полусапоги «Балморал» со шнуровкой спереди, названные так в честь летней резиденции королевы Виктории, шотландского замка Балмóрал.
К началу 18-го века «балморалы» получают все большее распространение, а разразившаяся французская революция отражается и на европейской моде. Высокие каблуки, введённые невысоким Людовиком XIV, а также пряжки - признак аристократии, начинают исчезать. В 1791 году фабрики пряжек в Бирмингеме приходят в упадок, и промышленники даже обращаются к принцу Уэльскому, будущему королю Георгу IV с просьбой помочь. Принц, в свою очередь, издает указ, вменяя всем придворным носить пряжки. Но все это лишь временная мера и, вскоре, полусапоги на шнурках становятся все более популярны.
Через четверть века, революционно настроенные студенты старейшего университета в Англии обрезают свои довольно жесткие «балморалы» до ботинок, открывающих лодыжку и сбивают неудобные каблуки. Получившийся вид обуви очень удобен и для долгих прогулок вокруг кампуса, и для бесконечного сидения в аудиториях. С конца 1800-х годов, ботинки, названные «оксфордами» носят не только в чопорной Великобритании, но и в Европе, и в Соединенных
Примерно к 1910 году большинство мужчин и мальчиков носят удобные оксфордские туфли и в повседневной жизни, и на торжественные мероприятия. Оксфорды, сшитые вручную, считаются проявлением утонченного мужского вкуса. Братья Томас, Джон и Уильям Лоаками основывают обувную фирму Loake (кстати, успешно работающую до сих пор) и начинают производить оксфордские ботинки, прошитые швом Goodyear(первоначальная разработка создателя бренда Paraboot, мы об этом уже рассказывали). Сложный метод прошивки заключается в том, что верх и стельку сначала пришивают к ранту и только потом соединяют с подошвой. Такой прием не только продлевает жизнь обуви, но и позволяет легко оторвать подметку в случае ремонта.
Этот же метод начинает использовать итальянский дом Berluti. Оксфорды от Berluti шились вручную из одного куска гладкой кожи черного или коричневого цвета, с тремя дырочками для шнурков без единой видимой строчки. Носили их исключительно с черными или коричневыми костюмами. В 1920 году будущий король Эдуа́рд VIII, позже получивший титул Герцога Виндзорского, первым отступил от правил и надел коричневые замшевые оксфорды с синим костюмом, чем произвел невообразимый фурор в обществе.
Начало XX века ознаменовалось изменениями роли женщины в обществе. На волне роста феминизма в женский гардероб начинают проникать мужские вещи, среди них и оксфорды. К концу 1920-х годов, туфли с закрытой шнуровкой и кубинским каблуком не возбраняется носить даже в театр и ресторан. В 1930-х женские оксфорды эволюционируют: носы закругляются, создавая более мягкий и женственный силуэт, появляются боковые прорези. Новая модель получает название полуоксфордов.
В следующем десятилетии дамы наравне с мужчинами трудятся на фабриках и заводах и непрактичные каблуки исчезают. Образ работающей женщины середины 40-х годов - неизменная шляпка, костюм, перчатки и оксфорды на плоской подошве. В тяжелые военное и послевоенное время удобные и практичные полуботинки носят все: мужчины, женщины, дети.
В наступившей эре кроссовок полуботинки отходят на второй план и возвращаются только в XXI веке. Сегодня, «благоразумные и академические» туфли снова в модной обойме и найти их можно и в гардеробе современных денди, и их дам. Звезды тоже не отстают: Сиенна Миллер, Тэйлор Сфит, Алекса Чанг и Рианны сочетают их с костюмами, джинсами и даже юбками.