Казалось бы, военная униформа далека от модного мира, но, на самом деле, ее влияние настолько велико, что простому обывателю и представить сложно.

В течение XVIII века Великобритания утверждается как ведущая держава, и большинство колоний Северной Америки постепенно отходит короне. Англия начинает проводить политику притеснения, что вызывает бурю недовольства и приводит к вспыхнувшей в 1765 году войне за независимость США. На стороне англичан сражаются немецкие наемники, носившие сапоги необычные для британцев: высокие, с изогнутым верхом и декоративной кисточкой. 

Веллингтоны. История резиновых сапог, переживших войны и империи

Изготовленные из мягкой, отполированной телячьей кожи сапоги быстро завоевывают популярность и получают прозвище «гессенских» сапог в честь родины – немецкой земли Гессен. Английский денди и законодатель мод, Джордж Браммелл (George Brummell) признает, что они прекрасны и, по слухам, предпочитает чистить свои любимые гессенские сапоги шампанским.

Начиная с 1790-х годов в мужской гардероб на место узких бридж приходят брюки. Артур Уэлсли Веллингтон, как истинный модник, сразу же приобретает необычные штаны. Но беда в том, что кисточки на гессенских сапогах, предназначенных для ношения с бриджами, мешают. В поисках решения герцог обращается к своему сапожнику Джорджу Хоби, чья мастерская находится на Сент-Джеймс-Стрит, и просит его изготовить обувь под новые брюки.

По Европе триумфально шествует наполеоновская армия. Большинство стран, втянутых в войну, живут в режиме постоянной мобилизации. Именно поэтому у Веллингтона есть еще одна просьба – сапоги должны быть удобны в бою.  По просьбе заказчика Хоби снимает кисточку и вырезает сапоги пониже. Плотно сидящие, они идеальны как для нового костюма, так и для комфортной езды. 

Еще до своей победы под Ватерлоо Веллингтон прослыл человеком, обладающим хорошим вкусом, и придуманные им сапоги быстро становятся популярными. После победы над Наполеоном в 1815 году слава «Железного герцога» настолько велика, что все вокруг начинают копировать сапоги героя, названные в его честь «веллингтоновскими».

Прусский фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер, участвовавший в Ватерлоо, просит разрешения заказать похожие сапоги для прусских солдат. Веллингтон соглашается, и вскоре все солдаты прусской армии облачаются в «блюхеры» – еще более укороченные, фактически ботинки, сделанные по образу и подобию популярных сапог. У англичан блюхеры не приживаются, их даже называют «шокирующими самозванцами».

Герцог становится заметной фигурой в обществе и в 1828 году занимает пост премьер-министра, но как политик он крайне непопулярен. Карикатуристы часто используют его детище в своих иллюстрациях, изображая голову герцога, торчащую из сапога. Тем не менее, сами веллингтоны остаются в моде вплоть до смерти герцога в 1853 году. 

Веллингтоны. История резиновых сапог, переживших войны и империи

В 1852 году предприниматель Хирам Хатчинсон (Hiram Hutchinson) покупает у разработчика процесса вулканизации каучука, Чарльза Гудиера, патент на производство обуви из резины. Переехав во Францию, он создает компанию French Aigle и начинает выпускать резиновые сапоги. 90% французов в тот момент носят тяжелые и быстро выходящие из строя деревянные башмаки, поэтому новая недорогая, удобная, гибкая и долговечная обувь мгновенно завоевывает любовь простых людей.

Веллингтоны. История резиновых сапог, переживших войны и империи

В Англии первые резиновые сапоги появляются только в 1856 году, когда американский предприниматель Генри Ли Норрис (Henry Lee Norris) открывает в Эдинбурге «Северо-британскую каучуковую компанию» (North British Rubber Company) и начинает производить сапоги и другие промышленные изделия из резины.

Во время Первой мировой войны популярность резины возрастает в геометрической прогрессии. Обувь, не пропускающая грязь и воду и позволяющая держать ноги максимально теплыми и сухими в любых условиях, является незаменимой в окопах. Фабрика работает двадцать четыре часа в сутки, по общим подсчетам за время войны произведено более миллиона пар. Название «веллингтоны» все больше ассоциируется с высокими резиновыми сапогами. 

Не успела Европа прийти в себя после Первой мировой войны, как начинается Вторая Мировая. Спрос на веллингтоны снова вырастает. К тому же, в условиях жесткой военной, а потом и послевоенной экономии, долговечные и надежные сапоги носят и женщины, и дети. В конце 40-х они немного модернизируются, становятся удобнее и просторнее за счет закругленного носка и расширенного голенища.

Чтобы удовлетворить потребности покупателей, компания расширяет производство и зимой 1955 года представляет оригинальную модель, впоследствии ставшую культовой – сапоги зеленого цвета Green Hunter. Затем дебютируют знаковые и инновационные для своего времени Royal Hunter – сапоги, состоящие из 28 частей и отличающиеся не только прочностью, но и отличными ортопедическими свойствами. 

За исключительное качество, разработки и исследования в области работы с каучуком, компания награждается королевским орденом, высочайшей наградой в сфере промышленности. Название «Hunter» становится синонимом «веллингтонам».

В эру активного покорения космоса бренд идет в ногу со временем, и сапоги производятся из блестящего, «лунного» ПВХ.  Свободные и революционные 60-е диктуют свои модные правила, и британский дизайнер Мэри Куант (Mary Quant), к слову, придумавшая мини-юбку, разрабатывает линейку с самыми разнообразными моделями: от прозрачных до ярких, жизнерадостных, с подошвой, усыпанной ромашками. 

В новом тысячелетии Hunter становятся модной деталью гардероба.  Иконы стиля и знаменитости не стесняются надевать простые резиновые сапоги, их носят Принцесса Диана и Кейт Мосс. В 2005 году марка немного меняет стиль и совместно с Королевским садовым обществом выпускает лимитированную коллекцию для выставки цветов в Челси.  Цветочные принты выполнены на основе старинных рисунков редких и экзотических растений.

Сегодня веллингтоны можно встретить по всему миру. Их носят на музыкальных фестивалях и прогуливаясь с собакой в парке, с брюками, юбками и шортами. А коллаборации с такими брендами как Burberry, Pucci, Missoni, Jimmy Choo позволили поднять вчерашнюю обувь солдат и рабочих на самый верх модного олимпа.