Мэт Коллишоу — ключевая фигура в истории британского современного искусства, один из основателей и лидеров движения Young British Artists.

GASCONADES (Balllikemayweather) 2017 Oil on canvas, concrete, jesmonite 30 x 25 x 5 cm :::::

Центральное место в творчестве Мэта Коллишоу занимают темы иллюзии и желания, которыми он оперирует, разрушая и подвергая сомнению повседневное восприятие привычных образов.
Художник анализирует влияние скрытых механизмов и визуальных приемов на подсознание зрителя, а его работы притягивают внимание тонким балансом между поэтическим романтизмом и шокирующей мрачной иллюзорностью.

В центре внимания Коллишоу – сюжеты запретных историй: «Мое вдохновение подпитывают события из прошлого, подавлявшиеся или удерживавшиеся на расстоянии, из них рождаются новые идеи».

Black Mirror Leo Minor at

Художник часто обращается к творчеству старых мастеров. Большинство работ содержат отсылки к историческим сюжетам и классические приемы изображения натуры, свойственные культуре той эпохи. Заимствованные образы подвергаются цифровой обработке и предстают в новой интерпретации, развивая тему взаимоотношений репрезентации и реальности.

​Объекты серии Black Mirrors: St.Sebastian, Andromeda (2017) – полотна Николо Реньери и Влахо Буковаца, подобно призракам, возникают в зеркалах, обрамленных черным муранским стеклом. Представшие в новом виде, анимированные фигуры оживают перед зрителем, воспроизводя сюжеты знаменитых работ и стирая границы между реальным миром и царством классической живописи.

All Things Fall 2014-2017 Aluminium, LED Lights, Motor, Plaster, Resin, Steel 200 x 200 x 200 cm

Интерес Коллишоу к викторианской эпохе не случаен: в XIX веке Великобритания позиционировала себя лидером в свете научного прогресса и эмпирической трезвости. Ссылаясь на этот период в своих работах, Коллишоу подражает его орнаментальному, романтическому стилю, и в то же время освещает оборотную сторону, где низменные инстинкты свойственны человеку вне зависимости от времени, эстетических и научных достижений.

Интерес к этой эпохе также связан с изучением ранней викторианской техники, используемой для создания оптических иллюзий. Благодаря спектральным проекциям, новаторским способам фотографии и зоотропам, изобретенным еще в начале викторианской эпохи, Коллишоу воссоздает эффекты, лежавшие в основе докинематографической анимации.

фрагмент: All Things Fall 2014-2017 Aluminium, LED Lights, Motor, Plaster, Resin, Steel 200 x 200 x 200 cm

Работа All Things Fall (2014), созданная для экспозиции в Галерее Боргезе в Риме, оживляет библейский сюжет об истреблении младенцев в Вифлееме и является отсылкой к картине «Избиение младенцев» Ипполито Скарселлы.

Зоотроп, состоящий из 300 отдельных фигур, запрограммирован вращаться со скоростью 60 оборотов в минуту, а синхронизированные с ним светодиодные лампы мигают 18 раз в секунду. Сами фигуры при этом остаются без движения, а быстрые смены кадров под вспышками света создают иллюзию движения — эффект «движущихся картинок».

Именно эта работа была описана критиком Вальдемаром Янушчаком как «не что иное, как современный шедевр»: оптическая иллюзия привлекает зрителя и возвращает к вопросам о древнейших социальных конфликтах.

Albion  (Image Courtesy Gary Tatintsian Gallery and Blain|Southern London)  2017 Aluminium, media player, Mirror, Paint, Scaffolding rig, Scretching accessories, Transparent mirror film, Video Projector, Wood  460 x 430 x 540  cm

Работа The Albion (2017) – проекция знаменитого дуба в Шервудском лесу Ноттингема, по преданию служившего укрытием Робину Гуду. Ствол тысячелетнего дерева начал отмирать еще несколько веков назад, и с викторианских времен его прежний вид поддерживается сложными стальными конструкциями.

Созданная путем лазерного сканирования и воспроизведенная с помощью техники «Призрак Пеппера» (Pepper’s Ghost) проекция дуба – идея живого существа, навечно захваченного человеком для воссоздания иллюзии жизни.

Продолжает тему серия гиперреалистичных живописных работ Gasconades (2017) – изображения садовых птиц, отсылающие к популярным в XVII в. картинам птиц и животных Карела Фабрициуса (Щегол,1954) и работам голландских мастеров.

Albion  (Image Courtesy Gary Tatintsian Gallery and Blain|Southern London)  2017 Aluminium, media player, Mirror, Paint, Scaffolding rig, Scretching accessories, Transparent mirror film, Video Projector, Wood  460 x 430 x 540  cm

«Мое стремление – показать зрителю, как время, в котором мы живем, влияет на восприятие мира вокруг. В наши дни порой трудно остановиться и переосмыслить образы минувшей эпохи. Со временем меняется и наше видение живописи, не только потому, что мы видим в ней классику, но и из-за стремительно меняющихся средств передачи информации. Мы перестали вглядываться в статичное искусство на фоне множества современных идей. Я старался оживить концепт в новой интерпретации работ, побуждая зрителя задержать взгляд на каждой из них немного дольше, и таким образом погрузиться в историю каждой картины», - признается Мэт Коллишоу