​​

Первая масштабная выставка главного авангардиста страны открывается 16 ноября. Она будет состоять из двух частей, располагаясь на двух площадках – в Еврейском музее и центре толерантности и Новой Третьяковке. Зрители увидят около 400 экспонатов из собрания Третьяковской галереи, западных музеев, и частных коллекций.

Лазарь Лисицкий (1890–1941) – один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом предопределивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» ─ «Проект утверждения нового». Экспозиция как будто отдает дань тем редким выставкам коих удостаивался титан русского авангарда при жизни и после смерти. В последний раз его работы выставляли к 100-летию со дня рождения в 1990-м году, и в 2003-м – с соседями в виде полотен Ильи и Эмилии Кабаковых.

Эль Лисицкий. «Проун 43». Около 1922. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еврейский Музей и Центр Толерантности покажет ранний, «доавангардный» период творчества и работы, связанные с деятельностью в Культур-Лиге (еврейской культурно-общественной организации), когда молодой художник Лазарь или, (как он сам подписывался), Эль Лисицкий вдохновлялся идеей становления нового еврейского искусства.

В 1916 году он, уже с дармштадтским архитектурным образованием за плечами, принимал участие в коллективных выставках еврейского общества, а в следующем году увлеченно иллюстрировал книги на идиш. Позже, потянувшись к корням, отправился в экспедицию по Белоруссии и Литве в поисках памятников еврейской старины, после чего выпустил репродукции уникальных росписей могилевской синагоги. 

Эль Лисицкий. Флаговый штандарт советского павильона выставки «Пресса» в Кельне. Вид от Рейна. 1928. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Конечно, он «супрематически далек» от традиционного искусства, но использовал в работах народную еврейскую символику. В 1919 году юного Лазаря избрали главой еврейского авангарда – художественного и литературного объединения «Култур-лиге». Именно в этот период своей жизни и творчества Лисицкий задал основное направление в еврейской книжной графике, которые сейчас стоят баснословных денег на аукционе Christie’s.

Экспозиция Третьяковки представит основные работы – проуны и архитектурные композиции, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции Государственной Третьяковской Галереи, а также из западных собраний художественного музея Базеля, Центра Помпиду, галереи Морицбург и даже Национального Музея Азербайджана. 

Эль Лисицкий. «Проун 43». Около 1922. Фото: Государственная Третьяковская галерея

...Вдруг Лисицкий понимает, что плоская поверхность холста ограничивает его как художника. Эль создает так называемые проуны («проекты утверждения нового»), в которых живопись граничит с архитектурой.

"Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира. И именно этой новой структуре мы дали название - проун" – пишет он в немецкое архитектурное издание.

Таким образом, Лисицкий создает объемные трехмерные супрематические миры, призванные совершить революцию в искусстве 20-х годов.


Авангардное искусство оказало непомерное влияние на моду, в целом, и на обувь, в частности.

Сам термин авангард (от французского слова avant-garde – передовой отряд) – это слово из военной тематики, которое означает часть впереди идущих войск у линии фронта, которая призвана устранять вражескую линию защиты. Поначалу, понятие авангард появилось в архитектуре и культуре, а в моду он пришел позже, в начале XX века. Зародился авангардный стиль одежды в Японии, в 1920-х годах, став своеобразным взглядом японцев на европейскую одежду, а стал популярным в 1960-м благодаря коллекции Пьер Кардена, которую он посвятил запуску первого в истории человечества искусственного спутника Земли.

​Визуально авангардные модели можно выделить по необычной, часто ассиметричной, форме каблука, контрастным сочетание цветов в одной модели, броским украшениям и деталям, геометричным, оптическим принтам и неожиданным фактурам..

16 ноября 2017 года - 18 февраля 2018 года
Еврейский Музей и Центр Толерантности: ул. Образцова, 11, стр. 1А
​Новая Третьяковская Галерея: Крымский Вал, 10, залы 80–82