Антология полемических текстов, критикующих кубизм и поп-арт, прославила своего автора как непримиримого радикала и стала единственным доступным на тот момент в СССР примером аргументированного разбора социального контекста модернизма и его общей логики. Это сделало «Кризис безобразия» значимым даже для тех, кто принципиально не принимал выводов Лифшица.

Именно поэтому книга «Кризис безобразия» и сопутствующие ей тексты стали отправной точкой выставки «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые», задуманной как анализ напряженных отношений между так называемым прогрессивным искусством и политикой в XX–XXI веке и завершающей одноименный трехлетний проект, включенный в программу «Полевые исследования» Музея «Гараж». Выставка также исследует мотивы и последствия своеобразного крестового похода Лифшица против классики модернизма с 1920-х до начала 1980-х годов.

Выдвинутые им формулировки о кризисе искусства в ХХ веке принципиально отличаются от стандартных нападок на искусство модернизма, господствовавших в советском искусствознании, и во многом являются именно их критикой. С другой стороны, Лифшиц находится в непрерывном диалоге-споре с ведущими западными мыслителями столетия (Мартином Хайдеггером, Вальтером Беньямином, Теодором Адорно, Максом Хоркхаймером, Клодом Леви-Строссом и другими), ища ответы на поставленные ими вопросы с позиции человека, обладающего уникальным внутренним опытом революционной трагедии в сталинскую эпоху.

Повествование из архивных документов, текстов Лифшица и произведений искусства разворачивается в череде десяти интерьеров — образных формул для вех в развитии модернизма или в мышлении Лифшица. Экспозиция приглашает зрителя к дискуссии об искусстве после триумфа модернизма и его неоднозначной роли в мире, продолжающем переживать кризис, в мире, где радикальные диагнозы, поставленные Лифшицем, кажутся теперь более актуальными, чем когда-либо.

Исследовательский проект «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые» был инициирован художниками-кураторами Давидом Риффом и Дмитрием Гутовым и включал в себя архивные изыскания, перевод текстов Лифшица на английский язык, а также серию публичных дискуссий о наследии Лифшица.

Также Музей готовит программу тематических экскурсий, мастер-классов и семейного лектория в рамках Семейных дней в «Гараже» и специальную встречу для подростков с художником Дмитрием Гутовым.

Публичная программа к выставке
Расписание
Среда, 7 марта
19:00–20:00
Четверг, 8 марта
15:00–16:00

В рамках выставки «Михаил Лифшиц и советские шестидесятые» у посетителей появится возможность узнать о проекте из «первых рук»: в качестве экскурсоводов выступят кураторы выставки Дмитрий Гутов и Давид Рифф.

Дмитрий и Давид поговорят о фигуре Михаила Лившица, его текстах, а также сложностях, которые подстерегают неопытных читателей при первом столкновении с работами Лившица. Дмитрий Гутов: «Тексты эти жутко обманчивы.

Во-первых, своей кажущейся простотой, во-вторых, неповторимым лифшицианским стилем. Однажды Лифшиц сказал о Чернышевском: он «писал умно, с тонкой, иногда почти неразличимой иронией, притворяясь ради исследования истины простаком, как Сократ, или эпатируя своих современников резкими суждениями, чтобы разбудить их от долгого сна».

Читать эти тексты буквально, не учитывая все обстоятельства времени, раскрытию которых и посвящена выставка, значит не понять в них ничего».

​Участие в экскурсиях бесплатное при наличии билета на выставку. Количество мест ограничено, требуется регистрация