Герхард Рихтер – один из самых авторитетных современных художников в мире, центральной темой творчества которого на протяжении более 50 лет является поиск значения образа в нашем восприятии реальности. Интерес Рихтера к поиску природы образа с годами лишь возрос. В 1970-е годы он начинает писать абстрактные картины, которые раскрывают тему, ставшую центральной для всего его дальнейшего творчества. Исследование Рихтера в этом направлении легло в основу выставки в Еврейском музее и центре толерантности.

Исследованиям Герхарда Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция в Еврейском музее и центре толерантности, в которую вошли ключевые работы, созданные в период с 1973 по 2016 годы. На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены знаковые произведения, иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), и коллекция «Абстрактной живописи» (2016).

 

Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) – серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко; картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи.

 

«У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства». (Г.Рихтер)
 
 «Ты хочешь понять то, что видишь, и пытаешься зафиксировать это в картине. Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Все, что ты видишь, это лишь то, что ты видишь, это и есть реальность» (Г.Рихтер)