​​

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 10 октября 2017 года открылась выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта (1862–1918) и Эгона Шиле (1890–1918). Выставка состоится в рамках Года туризма Россия — Австрия 2017

1.	Густав Климт Два этюда парящей фигуры в платье; этюд той же фигуры Этюды для Бетховенского фриза. 1901 Черный мел на коричневой оберточной бумаге © Albertina, Wien bzw  © The Albertina Museum, Vienna

На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет показано около 100 листов из собрания музея Альбертина (Вена) — 47 работ Густава Климта и 49 — Эгона Шиле. Эти работы относятся к разным периодам творчества художников и представляют разные типы рисунка — этюды фигур, связанные с живописными работами, портреты, самостоятельные этюды обнаженной женской модели и т.п.
Используя традиционные графические техники — черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь, — художники решали новые эстетические задачи, стоявшие перед ними на рубеже XIX и XX столетий.

Эгон Шиле Натурщица в красном. 1914 Графитный карандаш и гуашь на японской бумаге © Albertina, Wien bzw  © The Albertina Museum, Vienna* 	Эгон Шиле Сидящая пара. 1915 Графитный карандаш, акварель и гуашь на бумаге © Albertina, Wien bzw  © The Albertina Museum, Vienna

Густав Климт, главный представитель венского модерна, пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве.
Его рисунки оказали влияние на творчество более молодых художников, в первую очередь — Эгона Шиле, который начинал карьеру в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества.
Усвоив опыт своего предшественника, Шиле очень рано обрел собственный неповторимый стиль, который знаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Эгон Шиле  Эгон Шиле и обнаженная модель перед зеркалом. 1910 Графитный карандаш на оберточной бумаге © Albertina, Wien bzw  © The Albertina Museum, Vienna : Эгон Шиле  Спящая девушка. 1911 Графитный карандаш, уголь, гуашь и белила на оберточной бумаге Частная коллекция

Обширную категорию рисунков на выставке составляют этюды для женских портретов (портреты Серены Ледерер, Паулы Цукеркандль и др.). В этих подготовительных работах Климт стремился найти такую позу модели и такую композицию портрета в целом, которые наилучшим образом выражали бы личность портретируемой через призму восприятия художника.
Климт произвел революцию в изображении обнаженной женской натуры. В откровенной трактовке эротики он в своих рисунках пошел гораздо дальше, нежели в живописи.
Некоторые этюды такого рода возникли в связи с работой Климта над живописными композициями, но большая их часть имеет автономный характер («Лежащая обнаженная»).

Эгон Шиле Художник Макс Оппенгеймер. 1910 Черный мел, тушь и акварель на коричневой оберточной бумаге © Albertina, Wien bzw  © The Albertina Museum, Vienna :: 	Эгон Шиле Скорчившаяся. 1918 Черный мел на бумаге © Albertina, Wien bzw  © The Albertina Museum, Vienna

Рисовальный стиль Климта, основанный на выразительности контурной линии, стал образцом для Эгона Шиле. Опыт декоративной стилизации натуры, накопленный венским модерном, был переосмыслен и применен для решения новых задач, поставленных эстетикой экспрессионизма.
Cам Шиле считал себя в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали. Однако в глазах многих критиков и любителей искусства Шиле-рисовальщик нередко заслоняет собой Шиле-живописца.
Линия и контур играют настолько существенную роль в живописи Шиле, что рисунок может считаться основой его живописных работ. Он оставил около 3000 работ на бумаге — рисунков, акварелей, гуашей.

Посетители ГМИИ им. Пушкина – ценители классического искусства. По нашему авторитетному =) мнению, обувь – не меньшее искусство, поэтому мы предлагаем вам подборку, в которой вы точно будете чувствовать себя в своей тарелке в окружении изящных работ Густава Климта и Эгона Шиле.

​​

Даты проведения: 10 октября 2017 года - 14 января 2018 года.
​Адрес: Волхонка, 14.