Снова убеждаемся, что это лето как никогда богато на культурные мероприятия. В особо жаркие дни предлагаем искать спасения в прохладных просторных залах выставочных комплексов и арт-пространств. От Эрмитажа до завода «Серп и Молот» – современное искусство способно быть интересным для всех и каждого, вам нужно только выбрать верное направление.

V международная биеннале молодого искусства. Основной проект. Глубоко внутри

Куратор основного проекта биеннале «Глубоко внутри» Надим Самман собрал 87 молодых художников и художественных объединений, сосредоточенных на проблемах экологии и экономики, опасности новых технологий и социальной неустойчивости. «Мы живем в эпоху разрывов, — говорит Надим. — Теперь художники находят вдохновение в неопределенности, двусмысленности, шифрах и заговорах, рассуждая о нестабильности и многомерности. Мы пребываем в состоянии бесконечного падения, уносясь все глубже и глубже в некое подобие черной дыры». В инсталляциях, видео, живописи, междисциплинарных проектах молодые художники представляют, по словам Саммана, «взгляд из бездны». Выставка для смелых духом и уверенных в стабильности своих взглядов. Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя, помните?

Стратегический проект. Гиперсвязи

Выставка, проходящая в рамках Международного биеннале современного искусства, объединила 18 художников из разных стран. Общей идеей их работ стало установление и переосмысление связей между реальным и виртуальным мирами. Куратор выставки Жуан Лаия из Португалии обозначила концепцию философским посылом: «Ничто не утрачено, ничто не создано, все трансформируется». Закон сохранения идей и энергии в искусстве и его трансформации – в работах молодых художников, которых можно отнести к философам-визуалам.

Специальный проект. 19 / 92 Сначала. Предвкушение 25-летия Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА

Одна из частей специальной программы биеннале современного искусства посвящена в этом году школе «Свободные мастерские», которая представлена несколькими поколениями авторов: как отцами-основателями и наставниками (Владимир Куприянов, Александр Пономарев, Аня Жёлудь, Ираида Юсупова), так и свежей кровью художников, находящихся в самом начале своего творческого пути. Что было, что есть, что будет – все точки на пути развитие и преемственности поколений, собранные в одном месте.

Символ

Групповая выставка московских художников «Символ» проходит в рамках параллельной программы V Московской международной биеннале. Она приурочена к открытию арт-парка «Символ» компании Донстрой на территории бывшего завода «Серп и Молот». Один из старейших заводов страны имеет важное значение в истории страны: полтора века назад его провозгласили символом растущей промышленности Российской Империи, а позже – Советского союза. Сегодня пост-индустриальное пространство завода становится символом новой Москвы. Выставка объединяет 15 скульптур, инсталляций и арт-объектов молодых российских художников и проектов: crocodilePOWER, Recycle Group, KGS, KY16, Георгий Браговский, Иван Горшков, Саша Фролова, Павел Киселев, Кристина Романова, Наталья Тимофеева, Алина Чичикова, Екатерина Коваленко и Вера Баркалова. Изменения и преемственность нескольких поколений активных граждан государства в художественном переосмыслении: от Российской Империи до современной России.

Лаборатория Земля

Политехнический музей совместно с Центром Ars Electronica представляет проект «Лаборатория Земля». Это выставка, в которой представлены научно-художественные и технологические эксперименты, затрагивающие ключевые темы о жизни на современной планете. Зрители играют роли учёных, разработчиков и путешественников. Проект «Лаборатория Земля» рассматривает планету как лабораторию, каждый квадратный метр которой – поле для всевозможных экспериментов. Как звучит Земля, как она генерирует звуковые колебания, и почему её вращение замедляется? Помогут ли искусственные листья противостоять росту загрязнения воздуха, а мухи – решить проблему отходов? Испытать свои новаторские и исследовательские качества в рамках настоящего научного эксперимента. Почему бы и нет?

Тесла-лето в Tesla-Hall

Выставка, которая будет интересна как школьнику с тройкой по физике, так и ученому-ядерщику с докторской степенью. Летний сезон науки посвящен человеку, который изобрел XX век. В этом году – 160 лет со дня рождения сербского инженера и физика Никола Теслы, работы которого сделали возможным появление мобильной и беспроводной связи, дистанционного управления, радио, генераторов, трансформаторов, электродвигателей и много другого. Жизнь Теслы стала вступлением ко второй промышленной революции XX века. На территории Tesla-Hall все лето будут проходить выставки и лекции о работах Теслы и современных изобретениях. Мы увидим работу источника факельного разряда, ионофона, генератора Ван де Граафа, а также приборы и устройства, наглядно объясняющие природу электрического тока: музыкальные трансформаторы Тесла, умножители постоянного тока до 75 кВ, генератор Маркса, ионный двигатель.

Эрте – гений ар-деко: возвращение в Петербург

Выставка рисунков Эрте (настоящее имя – Роман Петрович Тыртов) тесно связана с модой и дизайном одежды, кинематографом и театром. Роман Тыртов жил и работал в Париже начала XX века как модельер у Поля Пуаре. Тогда и возникло артистическое имя Эртé, образованное сочетанием первых букв имени и фамилии. Молодой художник помогал Пуаре и в работе над спектаклями, на стилистику которых повлияли декорации и костюмы Бакста к дягилевским постановкам. В 1915 году Эрте заключил контракт с Harper’s Bazaar, январский номер которого вышел с нарисованной Эрте обложкой. На протяжении двадцати лет каждый месяц журнал выходил с графической цветной картинкой художника. Также он писал заметки о моде, вел светскую хронику, помещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. Помимо этого Эрте работал для «Vogue», «Cosmopolitan», «Ladie’s Home Journal», «The Sketch» и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. На экспозиции в Эрмитаже, ставшей первой в России выставкой Эрте, будут представлены 136 произведений из частной коллекции Майка Эсторика (Grosvenor Gallery, Лондон): акварели и гуаши, рисунки пером, несколько примеров печатной графики и две скульптуры.