На выставке будет показано более сотни произведений искусства 1950–1970-х годов, в том числе кинетические скульптуры, картины, рисунки, фильмы и инсталляции, а также уникальные архивные материалы.

Магдалена Венцек Эскиз к работе «Прибытие / Пространственная композиция». 1967 Высота около 50 см. Работа утрачена Предоставлено Данелем Внуком  Magdalena Więcek  Arrival / Spatial composition (sketch), 1967  height ca. 50 cm, lost artefact for. M. Holzman,  Curtresy Daniel Wnuk ::::: Войцех Фангор M41. 1969 Холст, масло. 204 × 204 × 5 см Из коллекции Янкилевича   Wojciech Fangor  M41, 1969  olej, płótno, 204 x 204 x 5 cm  Courtesy Jankilevitsch Collection

Акцентируя внимание на альтернативной географической оси, «Трансатлантическая альтернатива» бросает вызов общепринятой версии истории послевоенного искусства, центральное место в которой занимает Северная Атлантика. Выставка прослеживает художественные тенденции, развивавшиеся параллельно таким течениям, как абстрактный экспрессионизм в США и лирическая абстракция в Европе, и устанавливает связь между культурными центрами — столицами стран Восточной Европы (Будапештом, Бухарестом, Варшавой, Загребом, Москвой) и Латинской Америки (Буэнос-Айресом, Каракасом, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу). Расцвет кинетического и оптического искусства в этих регионах был во многом обусловлен общими политическими и экономическими процессами, которые переживали эти страны и в силу которых художники развивались обособленно от своих современников.

Вера Мольнар. Гипертрансформация. 1974 Бумага, печать на плоттере, тушь. 25 × 25 см Предоставлено галереей DAM, Берлин  Vera Molnár, Hypertransformation, 1974 Plotter drawing, ink on paper, 25 × 25 cm Courtesy DAM, Berlin::::Лигия Кларк. Пространственная птица. 1960 Алюминий. 57 × 57 × 50 см Предоставлено галереей Alison Jacques, Лондон  Lygia Clark, Critter Bird of Space, 1960 Aluminum, 57 × 57 × 50 cm Courtesy Alison Jacques Gallery, London

Для многих художников Латинской Америки и Восточной Европы движение в искусстве и через искусство символизировало новую субъективность и возможность внедрить достижения научно-технического прогресса в утопическую социальную миссию искусства. В их глазах движущийся объект или оп-артистская живопись не только расширяли границы художественной формы, но и утверждали новые способы взаимодействия с публикой и ее вовлечения в творческий процесс. Отсюда — экспериментальные и новаторские форматы их искусства, которое часто предполагало синтез различных выразительных средств, а также привлечение к сотрудничеству ученых и инженеров. Другие художники, напротив, использовали тревогу и дискомфорт, которые вызывали движущиеся произведения искусства, чтобы выразить негативные последствия прогресса и модернизации, обратить внимание на положение женщины в постколониальном обществе, указать на рост социального и экономического неравенства и т. д.

Авраам Палатник. Кинетический объект KK 9а. 1966/2009 Дерево, огнеупорная пластмасса, электродвигатель. 61 × 98 × 17 см Предоставлено галереей Nara Roesler, Сан-Паулу  Abraham Palatnik, Kinetic Object KK 9a, 1966/2009 Wood, motor, formica, 61 × 98 × 17 cm Courtesy Galeria Nara Roesler, São Paulo

Выставка демонстрирует широкий спектр приемов и подходов и знакомит с коротким, но исторически важным периодом, когда на пересечении различных форм искусства и других дисциплин, включая философию, научно-фантастическую литературу, поэзию и музыку, были выявлены новые универсальные принципы проектирования будущего. Еще одним ключом к пониманию контекста выставки служат биографии многих художников и их семей, которые были вынуждены покинуть свои страны и отправиться за океан в поисках новой жизни. Связь между движением, проделанным людьми того времени, и опытом глобализации усиливает актуальность и подчеркивает необходимость изучения стратегий сопротивления состоянию нестабильности со стороны художников, которые приняли участие в яркой истории кинетического искусства и оп-арта этих регионов.

Хенрик Стажевский. Металлический рельеф №4. 1966 Дерево, ДВП, алюминий, краска. 63 × 80,2 × 12,4 см Предоставлено галереей Starmach, Краков  Henryk Stażewski, Metal Relief no. 4, 1966 Aluminum plates, fiberboard, wood, 63 × 80.2 × 12.4 cm Courtesy Starmach Gallery, Kraków

Московская версия проекта, который был впервые представлен в Варшаве в 2017 году, включает в себя новую работу венесуэльского художника Карлоса Крус-Диеса — интервенцию в Атриум Музея, и показ некоторых ключевых произведений (в том числе реконструкций) российских, латвийских и эстонских художников.

Выставка «Трансатлантическая альтернатива» сопровождается книгой о кинетическом искусстве и оп-арте на английском языке, выпущенной к экспозиции в Варшаве.

Кроме того, к выставке подготовлена насыщенная публичная программа, которая в ближайшее время станет доступна на сайте Музея.