С 12 июля по 27 ноября в Нью-Йоркском Метрополитан-музее проходит выставка работ Дианы Арбус «Diane Arbus: in the beginning». Больше сотни фотографий одной из наиболее влиятельных и провокационных художниц XX века, в том числе ранних работ, которые прежде не выставлялись.

Выставка охватывает период с 1956 по 1962 год – семилетие активного творческого процесса и внутренней борьбы с собой. На их примере можно увидеть развитие стиля Арбус: именно этот период позже выльется в серию работ, вызвавших споры, обожание, неприятие и ненависть людей во всем мире. Она заставляет зрителя столкнуться лицом к лицу с явлениями, которые общество предпочитает избегать: физические и психические отклонения, отход от принятых норм во внешности и поведении.

Диана Арбус была очарована фотографией с того момента, как в восемнадцать лет впервые взяла в руки камеру. В течение следующих пятнадцати лет она с мужем работала над модной фотографией для издательской компании Condé Nast. После журнальных снимков на страницах Vogue и Glamour в жизни Арбус наступает семилетний период 35-миллиметровой камеры, сделавшей из Арбус хранительницу картинной галереи лиц, образов эпохи. Арбус оценивала свои фото не как эпатаж, а как нечто таинственное и одновременно повсеместное.

«Я чувствую, что у меня есть свой особенный взгляд на некоторые вещи, это очень тонко и немного неловко для меня, но я действительно считаю, что есть вещи, которые никто не увидит, если я не сфотографирую их».

Пару лет назад выставка работ Арбус «Портфолио» проходила в Московском Мультимедиа Арт Музее. Десять снимков, отобранных самой Дианой в 1970 году, оказались достаточным количеством, чтобы в полной мере оценить масштаб ее таланта.

Диана Арбус выросла в обеспеченной семье, получила хорошее образование, вышла замуж. Откуда тогда появилась клиническая депрессия, которая преследовала ее всю жизнь? Арбус воспринимала нормальность жизни иначе, для нее это понятие всегда стояло в кавычках, потому что являлось относительным, неопределенным, номинальным. Она не снимала уродство ради эпатажа.

«Фрики – те, кого я часто снимаю. Они были одними из первых моих моделей и остаются ими поныне. Я обожала их. Некоторых люблю и по сей день. Не могу сказать, что они мои лучшие друзья, но с ними я испытываю особые чувства – смесь стыда и благоговения. Людей с физическими отклонениями многие воспринимают как сказочных героев, которые заставляют тебя остановиться и требуют ответа на неразрешимую загадку. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения – аристократы».

Выставка предназначена для всех, кто любит фотографию. Необязательно быть поклонником стиля Арбус, но стоит знать, что ее авторству принадлежат одни из самых известных фотоснимков в истории. Вдохновиться на изучение ее творчества поможет фильм «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус» с Николь Кидман в главной роли.