​​

До конца февраля 2017 года в музее современного искусства MAXXI в Риме будет работать выставка The Japanese House, посвященная современной архитектуре Японии начиная с послевоенного периода. Мы побывали на открытии экспозиции и готовы поделиться впечатлениями.

MAXXI для Рима - место особенное. Заха Хадид создала в Вечном городе пространство совершенно для него не характерное - футуристичное. Оказываясь в лабиринтах коридоров MAXXI, поднимаясь по витиеватым, будто подвешенным в воздухе лестницам, под аккомпанемент странных звуков, гулов и шума воды, попадаешь, кажется, в иное измерение. Именно в такой необычной атмосфере организаторы выставки The Japanese House решили рассказать европейцам об особенностях японской архитектуры послевоенных лет.

На экспозиции представлены более 80 макетов, воспроизводящих в масштабе 1:20 реальные конструкции, созданные звездами японской архитектуры. Каждая модель в точности повторяет необычные постройки, будь то пугающий Face House - деревянный дом, напоминающий голову щелкунчика, или странная вилла архитектора Того Ито, возведенная на окраине Киото. Здание, полностью облаченное в алюминий, стало воплощением протеста Ито против чрезмерной индустриализации японских городов.

С алюминиевым макетом соседствует экологический Pony House - дом для пони. Заказчик архитектора Йошихару Тсукамото хотел создать максимально комфортные условия для любимой лошади, поэтому большая часть постройки выделена для животного, а жилище владельца пони выступает лишь пристройкой.

Не могли обойти вниманием организаторы выставки и небезызвестные дома-капсулы: мобильные блоки размером 4 на 2,5 метра, в которых более или менее комфортного может пребывать один человек. Первым строением такого типа стала башня Накагин архитектора Кино Куросава, возведенная 1972 году в Токио. По сей день в ней располагается недорогой отель. Каждую капсулу башни легко заменить по мере износа: блоки изготавливают на заводе и устанавливают на место с помощью крана. При желании капсулу можно приобрести в личное пользование - цена вопроса примерно 40 тысяч евро.

Идея готовых домов-блоков была воплощена многими архитекторами в послевоенной Японии. Небольшие готовые домики, общая площадь которых зачастую не превышала 20 квадратных метров, стала решением квартирного вопроса в условиях дефицита жилья и бума рождаемости.

От капсульных домов 70-х и 80-х выставка приводит к минимализму 90-х и современной архитектуре Японии. Здесь главное внимание мастера уделяют простым экологичным материалам и одному из основных принципов японской архитектуры - легкости. Характерный пример - дома с полностью стеклянными стенами, как, например, прозрачный House NA. В нём много света и воздуха, но совсем нет укромных мест.

На экспозиции представлены не только макеты зданий, но и фотографии, документальные фильмы, видео-интервью архитекторов, а также предметы дизайна и современного искусства. После Рима выставка отправится в Лондон, после чего будет представлена в самой Японии в музее современного искусства Токио.