Мюли (фр. mule) – обувь со статусом и богатой историей.  Слово «мюли» произошло от латинского «mulleus calceus» – мыслитель и обозначало церемониальную обувь без задника, изготовленную из кожи красного цвета. Такую обувь позволялось носить только верховным магистрам древнего Рима.  Позже мюли стали популярны и среди обычных граждан, но, носить не практичную, легко соскакивающая с ноги и, к тому же, дорогую обувь, могли позволить себе только богатые люди и   мюли так и остались привилегией аристократов.

В европейскую моду туфли-мюли вошли 1694, когда очаровательная графиня Д’Олон, жена маршала де ля Фертэ, явилась на церковную службу в ярко-красных мюлях из парчи на аккуратном каблучке. Чуть позже и знаменитая мадам де Помпадур, и сама королева Мария-Антуанетта, а следом за ними и все аристократки XVIII века стали надевать прелестные туфли в свет. Воцарившаяся эпоха Рококо с ее изысканностью оказала огромное влияние на моду: юбки укорачивались, и это дало возможность разглядеть туфельки дам. Очаровавшие всех пантуфли (с французского – «тапочки») превратились в предмет роскоши. Самые дорогие материалы, золотые нити, драгоценные камни, перья птиц, ручная вышивка – все шло в ход в погоне за изяществом и великолепием.

История мюли. От римских патрициев до Мерилин Монро и современного street style

Идеи гедонизма с его философией получения удовольствия как основной цели, царившие в аристократичном обществе, определяли стиль жизни высшего общества того периода: «…В этом мире мы лишь затем, чтобы доставлять приятное ощущение и чувства самим себе».  Поиск простейших удовольствий и стремление к наслаждению превращает мюли в элемент любовной игры.  Сюжет картины «Счастливые возможности качелей» Жана Оноре Фрагонара (1766) в полной мере отражает фривольные нравы галантного века. Заказчик, барон де Сен-Жюльен, попросил художника не только изобразить свою юную возлюбленную, но и поместить его самого на картине так, «чтобы мне были хорошо видны ножки этой прелестницы».  Пикантная деталь – великолепная шелковая туфелька, слетевшая с ноги любовницы барона, не только придает динамичность сюжету, но и является символом потери невинности.

История мюли. От римских патрициев до Мерилин Монро и современного street style

В итоге мюли стали ассоциироваться с эротичностью и соблазном, а затем исключительно с женщинами легкого поведения. В 1863 году Эдуард Мане написал скандально известную «Олимпию», изобразив обнаженную девушку в мюли. Представленная на художественном салоне в 1865 году, картина вызвала бурю негодования своим сюжетом и неприкрытым символизмом. Цветок в волосах, темнокожая служанка, сброшенная туфелька, название полотна, совпадающее с именем героини романа Александра Дюма «Дама с камелиями» – у современников Мане все это вызывало мысли о проститутках. «Непристойную» картину запрещали и даже пытались повредить. Ни в чем неповинные мюли оказались в полной опале. Ни одна приличная женщина не могла себе позволить надеть подобную «развратную» обувь.

История мюли. От римских патрициев до Мерилин Монро и современного street style

Только спустя почти столетие голливудская дива и секс-символ 1930-х годов, Джин Харлоу оценила почти забытые шлепанцы на каблуке, которые так превосходно дополняли ее белоснежные платья в пол и атласные пеньюары. Знаменитый обувщик Андре Перуджа отлично уловил все нюансы и создал для звезды экрана мюли на высоком каблуке, украсив их искусственными камнями. В то же десятилетие он разработал весьма экстравагантную модель мюлей из зеленой замши с имитацией змеиной кожи и опушкой из меха оцелота для французской певицы Мистангет, чьи легендарные ноги, по слухам, были застрахованные на 1 миллион долларов.

Следующая «белокурая богиня» фабрики грез – Мэрилин Монро, стремящаяся во всем подражать Джин Харлоу, представила миру элегантный и вместе с тем весьма соблазнительный образ: облегающее пышную фигуру платье в паре с легкими, но ярко декорированными туфлями на каблуке и с открытой пяткой. По иронии судьбы, помпоны из перьев и стразы, украсившие туфли, были придуманы стилистами кинодивы для придания большой эротичности. Мюли становятся визитной карточкой не только актрисы, но и неотъемлемой частью образов в стиле пин-ап. 

История мюли. От римских патрициев до Мерилин Монро и современного street style

Дизайнером для Монро стала «первая Леди американского дизайна обуви» Бет Левайн (Beth Levine).  На получившую статус «иконы стиля» Мэрилин Монро равнялись миллионы женщин, и мюли моментально вошли в моду. В 1956 году Бет Левайн разработала новую модель под названием Springolator. Их отличие заключалось в наличии эластичной стельки, за счет которой мюли буквально «приклеивались» к ступне, обеспечивая дополнительный комфорт при ходьбе.

К концу 1950-х мюли носили все и везде. Однако, спустя всего несколько лет, с приходом новых героев и окончанием «золотого века Голливуда», мюли снова потеряли свою актуальность. Только в начале 1980-х Терри де Хевилленд (Terry De Havilland), известный мастер эксклюзивной обуви, воскресил этот стиль и создал целую линейки подобной обуви. Реинкарнировав мюли, в каждой последующей коллекции британский дизайнер представляет их новую модель.

История мюли. От римских патрициев до Мерилин Монро и современного street style

Сегодня обувь без задника снова на пике популярности. «Они так же хороши сегодня, как они были хороши для мадам де Помпадур, встающей с постели» – утверждает Маноло Бланик. Дизайнеры предлагают варианты на любой вкус: комфортные на устойчивом каблуке или без, эффектные на шпильке, украшенные вышивкой, бисером или анималистичным принтом. Остаётся только выбрать модель по душе и наслаждаться удобной обувью римских патрициев и голливудских див.