Наша недавняя статья о мужской обуви, которую можно носить без носков, произвела настоящий фурор: в комментариях разразился спор не только на тему злополучных носков, но и о том, откуда взялись и как носились сандалии. Мы решили расставить точки над i, рассказав о самой первой модели обуви, пережившей громкие взлеты и падения.

Многовековая история сандалий началась в жарких странах Древнего мира: Египте, Греции и Риме.

 

В Древнем Египте сандалии были роскошью, недоступной босоногим рабам. Феминистские настроения в те времена явно отсутствовали – долгое время ношение обуви было запрещено представительницам слабого пола, и даже царицы не были исключением!

Счастливчики (естественно, это были исключительно мужчины), которые могли позволить себе заветную пару, приобретали модели из соломы, папируса или пальмовых листьев со шнурками из кожи поперек и вдоль стопы. При жизни египтяне не часто носили обувь, зато ее обязательно помещали в гробницу умершего. 

Лишь немногие египтяне, располагавшие средствами и высоким чином, имели право носить сандалии постоянно, при этом проявляя фантазию, декорируя их яркими камнями и росписями. Фараон и приближенные выбирали модели из драгоценных металлов.

В более либеральной Древней Греции открытую обувь носили как мужчины, так и женщины. Греки оказались сообразительными, и первыми решили шить сандалии по разным лекалам для правой и левой ноги.

Дизайн варьировался от практичного и непрезентабельного до декоративного с переплетениями узоров и позолоченными ремешками. С чувством вкуса, как и со смекалкой, в Греции все было в порядке.

Воинственные римляне строго разделяли модели для различных сословий: для плебеев, философов, почетных граждан и правителей. В Древнем Риме также начали классифицировать сандалии для разных случаев – от похода в таверну до приема в Сенате.

Дизайн мало отличался от греческих: унисекс, пробковая подошва и кожаные ремешки или шнурки. В особенных случаях римляне предпочитали красоваться в пурпурных или алых сандалиях с жемчугом.

Солдаты носили калиги – полусапоги, покрывавшие голени. К толстой подошве, готовой выдержать 1000 км пути, пришивали кусок кожи, вырезанный полосками. Вокруг пятки и ступни образовывалась сетка, а ремни часто доходили до самых колен. На подошву крепились гвозди, оставляющие на земле след с указанием легиона.

Этим приемом пользовались и куртизанки, чья обувь оставляла надпись «следуй за мной». Так открытые ступни стали признаком дурного тона для женщин, а позже сандалии и вовсе потеряли значение статусной обуви в Римской Империи.

Отношение к античной обуви менялось со временем: их то признавали вульгарными и выбрасывали из гардероба, то возвращали в обиход, следуя модным веяниям. Даже во времена Эпохи Возрождения открытая обувь со шнуровкой до колен ненадолго завоевала популярность, но вскоре уступила пьедестал туфлям с чулками. 

Разговор о сандалиях не заводился до 1920-х, пока они не появились на пляжах Французской Ривьеры, обратив на себя внимание модного сообщества.

Добавить к ним каблуки решился дизайнер 30-х Андре Перуджа (André Perugia), сумевший перенести исключительно пляжную обувь «с корабля на бал». Сандалии на высоком каблуке с тех пор стали частью вечернего образа любой уважающей себя модницы.

Однако по части дизайна превзойти гениального Сальваторе Феррагамо (Salvatore Ferragamo) было не просто. Его экстравагантные и смелые модели, созданные в 30-х – 50-х годах, вызвали небывалый ажиотаж.

Модели «Kimo» со сменными атласными носками и «Vitrea» из мягкой золотой кожи, декорированные жемчугом, розовым стеклом и топазами, прославили дизайнера, чей бренд до сих пор не сходит с вершин модного Олимпа.

Продолжить тенденцию взялись Birkenstock: в 1964 году они выпустили комфортную и прочную модель с пробковой подошвой. В 70-ые «биркенштоки» захватили весь мир, а в 90-ые мы уже любовались легендарной Кейт Мосс в кампании бренда.

После ребрендинга в 2000-х селебрити не оставили их без внимания: Дженнифер Энистон, Миранда Керр и Джессика Альба были замечены в удобных «биркенштоках».

Вспоминая о брендах, популяризировавших обувь из античности, нельзя не упомянуть Manolo Blahnik, чьи универсальные модели стали объектом желания всех обитательниц мегаполисов 90-х.

Комфортную и стильную обувь также предлагали Jimmy Choo и Kurt Geiger, и сегодня мы уже не можем представить себе модный мир без сандалий.

Из года в год они становятся главной обувью летнего сезона. Нам повезло: приобрести интересную дизайнерскую пару сейчас гораздо проще, чем жителям античного мира когда-то.

Найти открытые сандалии можно в гардеробе Алексы Чанг, Анны Делло Руссо, Джиджи Хадид и других современных икон стиля, которые умело сочетают их с винтажными платьями, джинсами, укороченными брюками или шортами из денима.