Наш разговор с Роберто (Roberto Di Rosa), создателем и главным творческим звеном креативного обувного итальянского бренда Officine Creative, состоялся в его лаборатории в регионе Марке, славящимся своими традициями обувного ремесла.

Головокружительные пейзажи, по-особенному теплые люди, атмосфера творчества встретили нас. Здесь это называют простым словом «лаборатория», на самом же деле некогда небольшая мастерская на сегодняшний день превратилась в крупное предприятие. С любопытством ребенка мы расспросили Роберто о том, каким он видит мир моды и его собственное место в нем.

«Думаю, что изменение собственного стиля – это признак слабости. Если ты выбираешь дорогу, следует идти ею до конца, даже если на пути встречаются непонимание, неуверенность и риски»

С каким направлением в классическом искусстве Вы ассоциируете ваш бренд Officine Creative и непосредственно процесс создания обуви? На что это больше похоже? На рисование, музыку? Может быть, архитектуру или театр?
 

Создание нашей обуви – это микс всех направлений искусства, которые только известны человеку. Однако наибольшее вдохновение мы черпаем у французского художника и скульптора Армана Фернандеса, который виртуозно и неожиданно, на наш взгляд, работал с музыкальными инструментами, конструировал, разбирал на части, деструктурировал, переделывал их в соответствии с собственным вкусом, размещая затем свои произведения искусства в стеклянных капсулах.

 
Что-то подобное происходит и с нашей обувью: уже готовую пару обуви мы полностью разбираем на детали, чтобы заново собрать ее воедино уже согласно нашему художественному вкусу и представлениям о моде. У нас с Фернандесом похожие идеи: сконструировать, чтобы уничтожить, а затем дать второе рождение. 

Художественное направление искусства отражается в цветах нашей обуви, визуальных эффектах, контрастах, тонах и полутонах. Окраска обуви производится вручную и имеет очень важное значение для получения желаемого конечного результата.
 
Идея разрушения и второго рождения родилась по необходимости, так как в начале моей карьеры креативный рынок уже был переполнен самыми невероятными идеями, и мне пришлось придумывать что-то альтернативное. Можно сказать, что идея разрушения и воссоздания была продиктована обстоятельствами, такая революционная концепция родилась у меня совершенно случайно.

Какой город планеты идеально вписывается в стиль вашего бренда Officine Creative?
 
Полагаю, что это Лондон, ибо именно он, по моему мнению, является Вифлеемом небольших мастерских. К тому же этот город лучше других воспринимает альтернативные тенденции. А еще такие страны как Япония, США и Великобритания проявляют большой интерес к нашему бренду и его творениям.

 

У вас получается сохранять собственный стиль, невзирая на мировые сезонные тенденции. Имеют ли они все-таки влияние на дизайн ваших коллекций? 
 
Если бы мы были обычным брендом, можно было бы говорить о влиянии рынка и тенденций, как это, например, происходит у большинства марок и домов мод. Из сезона в сезон они вынуждены следовать трендам. Мы же концентрируемся на моделях, имеющих более долгую жизнь, предлагая рынку изделия, которые затем становятся культовыми, а потому они не столь сиюминутны. Безусловно, в каждой нашей коллекции есть минимальная часть, учитывающая последние веяния, однако на нее приходится незначительная часть инвестиций и производства. Хочу отметить, что это не снобизм в отношении трендов, идея нашего бизнеса и наш сегмент лежат именно в моделях must, то есть классических моделях, каждый сезон приобретающих новое прочтение.

Стиль современных женщин, как и мужчин, впрочем, меняется в соответствии с тенденциями последних показов, а границы между мужским и женским стираются. Что вы думаете об этом?
 
Наш бренд родился как мужской, но рынок диктует свои условия. Мне пришлось разрабатывать, а точнее, адаптировать наш стиль в том числе и для женской коллекции. В начале существования нашей марки женский рынок также был очень закрытым и переполненным идеями. Однако затем, благодаря нашей универсальности и аксессуарам unisex, ситуация изменилась, и сейчас наша обувь имеет андрогинный характер.

 

Как на ваш взгляд изменился стиль женщин и мужчин за последние десять лет? Какими вам они представляются в последующие пять лет?
 
Думаю, что изменение собственного стиля – это признак слабости. Нам представляется, что, если ты выбираешь дорогу, следует идти ею до конца, даже если на пути встречаются непонимание, неуверенность и риски. Именно поэтому мы всегда остаемся верны нашему собственному стилю. Меня немного смущает бурное распространение спортивного уличного стиля, которое может привести к утере элегантности как среди мужчин, так и среди женщин. Поэтому, увы, мы серьезно опасаемся, что в будущие пять-десять лет это направление спортивной моды может способствовать потере стиля и вкуса, канонов элегантности, которые были заложены родоначальниками итальянской моды made in Italy.
 

 

Лично я, к примеру, покупаю одежду от Dior или Gucci, однако только в том случае, если этот предмет имеет неподдельное очарование ручной работы. Часто ношу Nike, так как за этой маркой стоит высочайшее качество работы с каждой деталью, особое отношение к разработке материалов, тканей, дающих максимальный комфорт и практичность.

Знаю, что вы бываете в Москве. Расскажите о ваших первых впечатлениях и о том, как они менялись со временем.
 
В самом начале экономического бума в России вкусы российских клиентов не совсем совпадали с нашими. Однако в течение последних пятнадцати-двадцати лет российский рынок продемонстрировал огромную страсть и увлечение поиском новых имен. В отличие от китайского рынка, где и по сей день имеет значение лишь имя бренда, в России люди умеют влюбляться в то, что видят, умеют ценить качество, хотят знать больше о продукте. 

 
 

Многие русские женщины обожают высокий каблук, не отказываются от него ни при каких обстоятельствах. Они похожи на итальянок? Вы учитывали этот факт, выходя на русский рынок?
 
Мы не специализируемся на высоком каблуке, так как 95% конкурентов на обувном рынке работают именно в этом сегменте. Мы же гордимся тем, что являемся лидером в сегменте андрогинной обуви. Мы производим товар высокого качества для более узкого сегмента покупателей, которые носят не только высокий каблук и интересуются альтернативными веяниями, например, обувью унисекс.
 
Не думаю, что между русскими и итальянскими женщинами много различий. На мой взгляд, итальянский рынок более старый, имеет под собой большую историю развития, он более зрелый, обладает многолетними наработками и традициями. Соответственно, и итальянская женщина чуть более подготовлена с этой точки зрения, однако стремительный процесс развития модной индустрии дает России большие возможности для роста.

Расскажите о вашей коллекции Осень-Зима 2017.
 
Для осенне-зимней коллекции мы остановились на концепции «mea culpa», исправляя некоторые «ошибки» прошлых коллекций. К примеру, анализируя потребности рынка, решили убрать из нее туфли «four season» (на все сезоны).
 
Какая ваша любимая эпоха?
 
Для меня это 70-е. Я сам продукт 70-х, которые в содружестве с 80-ми положили начало эмансипации в моде, совершив настоящую революцию и дав рождение авангарду. Несомненно, это один из лучших моментов, способствовавших развитию экономики и свободы самовыражения.

 
 

Что вы думаете по поводу изменения вектора трендов? Сегодня это 60-е, завтра уже 80-е и далее по спирали?
 
Это естественный процесс развития. Достаточно взять лучшее из каждой эпохи. Что-то похожее происходит и в судьбе человека: мы рождаемся в одной эпохе, преодолевая другие, несем в себе частичку прошлого.
 
Некоторые производители делают по шесть коллекций за год. Как вы думаете, что рождает успех?
 
По-человечески невозможно рождать такое количество полноценных новаторских идей, чтобы создавать три-четыре коллекции в год. Работая таким образом, дизайнер никогда не сможет создавать вещи, соответствующие высоким стандартам. Мы против подобных злоупотреблений. Настоящий творец не может работать по команде, создавая и разрабатывая целую коллекцию каждый месяц. Я думаю, что лучшие креативные идеи приходят случайно, сами по себе.

Что самое сложное в вашей работе?
 
Самое трудное – распознать путь развития каждого объекта. Определять возможные препятствия также всегда является непростой задачей. Необходимо проявлять мастерство и скорость разрешения проблем, смотреть на вещи с разных сторон, уметь трансформировать трудности в возможности. Возвращаясь к шести коллекциям в год, в данном случае я представляю две, но с огромным вниманием к качеству, деталям, новизне и к инновациям, учитывая время, которое у дизайнера уходит на разработку коллекции.

Как у всех творческих людей, у меня бывают моменты кризиса жанра, когда идеи для новой коллекции просто не приходят. Уверен, что подобное достижение «дна» очень полезно и важно, чтобы найти силы дать твоей жизни, креативности и идеям сильный толчок в сторону успеха. Лучшие идеи приходят тогда, когда пора подвести черту или презентовать продукт. Организм начинает вырабатывать адреналин, помогая нашим особым способностям выйти наружу. Шутя, можно сказать, что суперспособности рождаются в муках кризиса, зачастую даже депрессии, которая потом вызывает взрыв креативности. 

Влияют ли глобальные изменения климата на моду?
 
Проблемы резкого изменения климата имеют свое отражение особенно в летних коллекциях, когда высокие температуры последних лет диктуют моду.

Что вы думаете о распродажах?
 
Наша компания Officine Creative родилась уже в далеком 1969 году. За время своего существования мы прошли самые разные этапы развития рынка. Ранее производителю отводилось строго ограниченное время для создания коллекции, а также выставлялись строгие временные рамки для распродаж. Сейчас же на рынке идет война среди тех, кто раньше начнет делать скидки. Эта тенденция получила развитие с появлением на рынке компаний low cost, которые имеют возможность выйти на рынок с коллекцией по уже сниженной цене. Подобные компании были созданы для борьбы с брендами, подобными нашему, ставящими высокое качество на первое место.

Сколько лет вы сотрудничаете с Rendez-Vous?
 
Мы работаем с Rendez-Vous уже восемь лет. В последние годы у нас возникли некоторые проблемы в связи с постоянными изменениями курса рубля. Мы выживаем благодаря тому, что ориентированы на мировой рынок, а не только на российский, в то время как производители, работавшие лишь с Россией, вынуждены закрывать производства.
 
Мы надеемся на то, что рубль стабилизирует свои позиции. Текущая экономическая ситуация заставляет закрывать небольшие производства и магазины, давая дорогу большим аутлетам с широким выбором товаров и марок.

 

Продажи через интернет сейчас также имеют большой успех в модной индустрии. Приведу маленький пример: когда я бываю по делам в Лондоне, я часто покупаю обувь, одежду и другие предметы, которые бы не смог приобрести без возможности оформления через интернет. В противном случаем мне бы пришлось провести весь день с покупками на руках, что определенно помешало бы работе. В подобных условиях заказы онлайн – вещь революционная. Я могу примерить все в магазине, а потом сделать заказ с доставкой дома, через интернет. Думаю, что покупки онлайн позволяют сделать наш мир более практичным и оставляют нам больше времени на хобби и увлечения.
 
С одной компанией в Лос-Анджелесе мы разработали и предлагаем концепцию, похожую на классическую покупку через интернет: в магазине клиент может примерить четыре-пять пар нашей обуви, чтобы потом заказать из дома понравившуюся модель, размер, цвет и получить ее по любому указанному адресу.