​​

​24 ноября на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» открывается выставка «Казимир Малевич. Не только “Черный квадрат”». На ней будут представлены ранние работы создателя супрематизма и произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых московские зрители увидят впервые.

В проекте собраны работы, демонстрирующие разные грани творчества великого мастера, в том числе и те, что не совсем укладываются в уже укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях одного из знаковых художников прошлого столетия.

На выставке будут показаны живописные и графические работы, и это далеко не только "черный квадрат", а в первую очередь ранние произведения 1900-х годов, футуристические картины 1910-х и супрематические композиции, а также портреты начала 1930-х, когда Малевич после супрематизма вновь вернулся к фигуративному искусству.

Например, 1900-е годы — начало творческого пути Малевича — ярко характеризует натурный этюд из коллекции Sepherot Foundation «Дом с верандой» 1906 года с фрагментом картины на обороте, дающим представление о самой ранней (не сохранившейся) живописи художника.

Экспозиционное ядро выставки составят произведения из собраний российских региональных музеев, куда работы Малевича попали в 1920-е годы из фонда музейного бюро Наркомпроса — фонд служил базой для формирования Музея живописной культуры в Москве и аналогичных музеев в других городах страны.

Высокое качество работ Малевича из Саратовского государственного художественного музея, Нижегородского художественного музея или Самарского областного художественного музея не в последнюю очередь обусловлено собственным выбором художника, который целенаправленно продавал в государственный фонд лучшие свои произведения.

Одним из сюжетов выставки станет работа Малевича над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» — в экспозиции «Рабочего и колхозницы» можно будет увидеть созданные художником эскизы декораций и костюмов к опере. Супрематический период представлен беспредметными композициями, некогда отобранными Малевичем для показа на знаменитой «Последней футуристической выставке картин «0,10». 

​Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника, включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882–1962). Таким образом, исследователи и широкая публика смогут по-новому и более объемно увидеть личность русского авангардиста, а также понять контекст эпохи, в которой он жил и творил.

Выставка сопровождается обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции иллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывают новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни. 

Созданное Малевичем направление «супрематизм», буквально означает – превосходство, доминирование. Доминирование цвета надо формой. Основой этому стилю в абстрактной живописи послужили  геометрические фигуры – прототипы всех форм, существующие в реальном мире, но обязательно ярких цветов и контрастных сочетаний. Графические элементы, строгие прямые линии, штрихи – все это является элементами супрематизма. Сегодня объемные геометрические фигуры ярких цветов украшают и одежду, и конечно же обувь.