Владимир Янкилевский. Непостижимость бытия.
В экспозицию вошло более 200 работ автора из российских и зарубежных государственных и частных коллекций, а также из собрания семьи художника. Многие произведения зритель увидит впервые. Живопись и графика разных лет, триптихи, альбомы, так называемые «автоматические рисунки», а также сопроводительные тексты кураторов — все вместе поможет расшифровать концептуальный код Владимира Янкилевского как наиболее яркого представителя отечественного нонконформизма. Художник с большим воодушевлением принимал участие в подготовке проекта, ставший в некоторой степени его последним масштабным произведением.
Название выставки - “Непостижимость бытия” – отражает центральную тему творчества Янкилевского – поиск экзистенциальной основы мира и одновременно - невозможность постижения этой тайны до конца.
Одиночество человека в пространстве Вселенной, вопросы внутренней и внешней свободы, диалектика мужского и женского – эти проблемы художник начал поднимать в своих самых ранних работах еще в 1950-х. Занимавшие его темы шли вразрез с набором официозных клише, равно как и естественные на этом фоне эксперименты с пластикой и колоритом.
Синтезом его поисков в области формы и содержания стала концепция триптиха: она выражала столкновение диаметральных тем. Однако само противопоставление интерпретируются им не буквально.
Янкилевский считал, что художник должен не изображать натуру, а показывать свое отношение к ней: с одной стороны, смотреть на нее отстраненно, с другой – идентифицировать себя с ней, пытаться изнутри выразить ее состояние. Таким образом, произведение будет нести в себе стереоскопический образ натуры - зашифрованный, неочевидный. Этот принцип лег в основу и самой выставки.
Проект в ММОМА включает в себя шесть тематических разделов и начинается с самых ранних работ автора - камерных фигуративных этюдов конца 1950-х, живописи и пастелей. Здесь можно увидеть важный для этого периода «Мужской портрет» (1957), написанный молодым художником на этапе изучения им творчества Пикассо. Цикл портретов в профиль, драматургия взаимоотношений мужского и женского начал и первые сложносоставные произведения «Маленький триптих» (1963), «Исход» (1963), «Триптиху № 5 «Адам и Ева» (1965) включены в сердцевину проекта - разделы «Пространство переживаний» и «Анатомия чувств».
Раздел «Мутанты» демонстрирует остроту содержания и техники исполнения. Офортные листы из циклов 1970-х годов «Город-маски» и «Мутанты» («Содом и Гоморра»), созданные под влиянием событий периода Оттепели, неявно критикуют режим, рисуя образ мегаполиса, населенного антропоморфными чудовищами.
Если «мутанты» повествуют скорее о внешней социально-политической действительности, то «Иллюзия свободы» раскрывает тему внутренних рамок и возможности выхода за их пределы.
Экспозицию завершает зал «Творческая лаборатория» представляющий рабочие эскизы к циклам, графические альбомы, наброски и «автоматические рисунки». Последние населены загадочными сущностями и «космическими объектами», невольно созданными мастером в процессе раздумий.
Они формируют отдельный таинственный мир художника, который впервые приоткрыт для широкой аудитории.
Произведения Владимира Янкилевского были показаны на 40 персональных и более чем 170 групповых выставках, в том числе на выставке RUSSIA! в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Его работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской Галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Государственного Русского Музея, Центра Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Художественного музея Циммерли (Нью Джерси, США) и других ведущих музеях и известных частных собраниях в России и за рубежом.
Художник принимал активное участие в организации выставки, но к огромному сожалению не дождался открытия... Владимир Янкилевский ушел из жизни 4 января 2018 года.
Даты проведения: 02.03 - 29.04.2018
Адрес: ММОМА, Гоголевский бульвар, 10