16 сентября в московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка французского скульптора румынского происхождения Константина Бранкузи - одного из  основателей стиля абстрактной скульптуры, ярчайшего представителя парижской школы.

Константин Бранкузи  Спящая муза 1910  Полированная бронза 16x27,3x18,5 см  Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963  Инвентарный номер: AM 1374 S  Собрание: Центр Помпиду, Париж  Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества ©  Наследство Бранкузи - все права защищены (Adagp), 2017 Фотография © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Адам Жепка / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ

Бранкузи родился в 1876 году в румынской деревне Хобица. Он обучался в Школе изящных искусств в Бухаресте, затем в Национальной школе изящных искусств в Париже. Два месяца был подмастерьем Огюста Родена, но ушел от него, сказав, что «под большим деревом ничего не вырастет».
«Твори как бог, приказывай как король, работай как раб» - так звучит девиз Константина Бранкузи. Критики называли его эпатажным бунтарем-авангардистом, но сам себя автор таковым не считал. Он говорил, что никогда не уходил от реализма, а просто его переосмыслил.

​В экспозиции скульптурных работ Константина Бранкузи не много, всего пять скульптурных работ, но все известные и важные. Остальную часть экспозиции занимают рисунки, эскизы, фильмы и фотографии...

Константин Бранкузи  Вид против света на центр «Колонны без конца» в Тыргу-Жиу 1938  39,8x29,8 см  Завещание Константина Бранкузи, 1957 год Инвентарный номер: PH 583 A  Серебряно-желатиновая печать Собрание: Центр Помпиду, Париж  Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества © Наследство Бранкузи - все права защищены (Adagp), 2017 Фотография © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Жорж Мегердичан / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ  ////  Константин Бранкузи  Застенчивость 1917 Серебряно-желатиновая печать 29,8x23,9 см  Завещание Константина Бранкузи 1957 год Инвентарный номер: PH 626 A  Собрание: Центр Помпиду, Париж  Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества © Наследство Бранкузи - все права защищены (Adagp), 2017 Фотография © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Филипп Мижа / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ

​Бранкузи в своей жизни сделал своими руками более пяти тысяч отпечатков со своих негативов, снимая в основном свои собственные скульптуры в своей мастерской. Фотографии Бранкузи научил Ман Рэй. В 1914 году Бранкузи сказал, что ему не нравится, как репродуцируют его работы.
При этом фотографию он считал величайшим из искусств и писал: не надо писать о скульптурах, их надо просто правильно фотографировать. Абстракцию Бранкузи считал куда более подлинной реальностью - сутью всех вещей.
Начинал он с классической пластики, на выставке представлены снимки его академических работ, но в историю он вошел как новатор и мастер эксперимента. Скульптура Бранкузи в начале прошлого века шокировала своей откровенностью и эротичностью. Отчасти поэтому на родине автора, в Румынии, в свое время отказались принять в дар собрание его работ.