Марк Джейкобс
Раздвигать границы в моде и в жизни, эпатировать и провоцировать – философия одного из самых влиятельных дизайнеров на планете, бунтаря и новатора, Марка Джейкобса.
Будущая звезда родилась в 1963 году в столице мира – Нью-Йорке. Его детство сложно назвать счастливым: отец умер, а мать активно устраивала свою личную жизнь. Марка забрала к себе бабушка и он поселился в ее старинном доме в самом центре Манхеттена. Именно бабушка научила его вязать и ценить качественные вещи. Оба этих умения очень пригодились ему в жизни. Бабушка во всем поддерживала внука и абсолютно ничего ему не запрещала, будь то длинные волосы, уроки степа, ночные клубы или желание стать модельером.
Джейкобс всегда знал, что будет дизайнером и, несмотря на свободолюбие и мятежный дух, был максимально сосредоточен во всем, что касается его цели и мечты. После окончания школы искусств он поступил в престижнейший университет Parsons School for Design, где за шесть лет учебы получил все возможные премии, а в свободное время активно посещал самые модные места Нью-Йорка, включая знаменитую Студию 54. Пятнадцатилетний Марк приходил в клуб с учебниками, а утром прямиком направлялся на занятия.
В качестве выпускной работы в 1984 году Джейкобс создал яркую коллекцию свитеров в стиле оп-арт (сокращённый вариант от английского optical art — искусства, в основе которого лежит использование оптических иллюзий, основанных на зрительном восприятии геометрических фигур и цветов). Вязала свитера бабушка.
Его коллекция привлекла внимание не только преподавателей школы, но и Барабары Вейзер( Barbara Weiser) хозяйки модной империи Charivari, где и начали продавать первые свитера с этикеткой Marc Jacobs. Тогда же он знакомится с Робертом Даффи (Robert Duffy), будущим бизнес-партнёром и другом. В 1984 году друзья учредили Marc Jacobs International, а через два года первая коллекция бренда увидела свет и не осталась незамеченной.
В 1987 году Совет модельеров Америки признал Марка Джейкобса «Лучшим молодым дизайнером», сделав его самым юным обладателем премии имени Перри Эллиса (Perry Ellis). В 1989 году перспективного дизайнера и его партнёра пригласили на работу в тот самый знаменитый Perry Ellis, один из крупнейших модных домов Америки в тот период. Еще через какое-то время Марк Джейкобс получил пост креативного директора. Благодаря умению Джейкобса создавать одежду в стиле, названном «легкой американской элегантностью», успех выпускаемых им коллекций был потрясающим.
Но в 1992 году происходит настоящий взрыв — дизайнер выпускает ставшую легендарной грандж- коллекцию. Вдохновленный песней Нирваны «Smells Like Teen Spirit», он создал свою, довольно романтичную версию гранжа. Идея, ставшая философией бренда — превратить самую простую, повседневную вещь в роскошную и дорогую — пришла ему в голову на площади Сан- Марко, где Джейкобс купил самую обычную фланелевую рубашку в клетку за 2 доллара. Рубашки для коллекции, отшитые по образу и подобию двухдолларового «образца», произвели из чистейшего и высококачественного итальянского шелка.
Интересно, что сам Курт Кобейн возненавидел эту коллекцию и шумиху, поднятую в прессе. А модели, присланные ему после показа, музыкант сжег, считая, что панк и мода — вещи не совместимые. По иронии судьбы, именно дочь Курта и Кортни Лав, Фрэнсис, стала новой музой и лицом бренда в 2017 году.
Сам дизайнер признавался, что ему понравилась идея «визуального шума» — шума, передаваемого посредством одежды. Клетка, цветочные принты, многослойность, дорогие, струящиеся ткани и тяжелые армейские ботинки — публика и критики были слегка шокированы, увидев на подиуме одежду, словно купленную на блошином рынке. Вызов общественности, новая эстетика, смелость – все это произвело неизгладимое впечатление, и о новом и гениальном дизайнере заговорили все.
«Безумная» коллекция «гуру гранжа», как окрестили дизайнера, спровоцировала крупный скандал, и неразлучную парочку Джейкобс&Даффи отстранили от работы в Perry Ellis. Но для дальнейшего развития их карьеры увольнение сработало словно пусковой механизм. Колоссальный профессиональный прогресс наступает в 1997 году — Марк Джейкобс становится креативным директором Louis Vuitton. Даже в новом положении он не забывает о собственном бренде: готовя первую коллекцию прет-а-порте, он одновременно разрабатывает модели для Marc Jacobs, флагманский магазин которого открылся благодаря поддержки концерна LVMH.
Гений Джейкобса проявился с новой силой. Любимый им уличный стиль покорил мировые подиумы, а каждую модель можно носить здесь и сейчас. Он использует цвет, не боясь самых ярких оттенков. Он захватывает ваше внимание целиком и полностью. Он любит совмещать настоящее, прошлое и будущее. Он способен создавать коллекции, не оглядываясь на других и не придерживаясь общепринятых правил. Бунтарь от природы, он оказался в центре пугающего своим лоском мира. Не выдержав напряжения, дизайнер сорвался. Успешный, но сложнейший период его жизни окончился в реабилитационной клинике.
В 2001 году Марк Джейкобс триумфально возвращается в моду: приходят феноменальный успех, награды, удачное сотрудничество со Стивеном Спраузом (Stephen Sprouse), Яей Кусама (Yayoi Kusama) и многими другими. К 2006 году по всему миру открылось около 60 бутиков его именного бренда, а Louis Vuitton, благодаря Джейкобсу, престал ассоциироваться только с сумками и кошельками. Редкое умение — отвечать за два разных бренда, развивающихся в противоположных направлениях. Его шоу на неделях моды — самые непредсказуемые и ожидаемые.
Но иконой он стал не только из-за своих моделей и коллекций. Марк Джейкобс — личность, не перестающая удивлять, вечный ребенок с буйной фантазией. Он носит килты, а на мероприятиях и вечеринках появляется в нелепых костюмах. Каждая работа несет отражение его личности и производит неизгладимое впечатление на всю индустрию моды. Он всегда привносит что-то новое, захватывающее и освежающее. Его творения вдохновляют других дизайнеров, а самоирония не дает «забронзоветь».
После 15 лет работы, в 2014 году дизайнер, признанный одним из самых авторитетных в индустрии, покинул Louis Vuitton и сосредоточился на собственном бренде. Он всегда знает, что предложить публике и что будут носить. «Самая интересная вещь в моде — элемент неожиданности. Люди не знают, чего они хотят ровно до того момента, пока они это не увидели».