Paraboot – легенда, произведенная во Франции
Марка Paraboot сегодня один из последних символов того, что называют «made in France» или «обувь ручной работы». Производство в городке Изер у самого подножия Альп за уже почти столетнюю историю стало технологичней, но, в целом, обувь производится традиционным способом, а швеи и кожевенники передают свои знания из поколения в поколение.
Все началось в конце девятнадцатого века в небольшой альпийской деревне Изер. Реми Ришар (Remy Richard) родился в 1878 году в скромной крестьянской семье. Изер на тот момент славился обувным производством, и Реми, как и большинство жителей поселка, начал работать раскройщиком обуви в одном из многочисленных цехов. Все мастерские работали, выполняя заказы городских подрядчиков. Зная, что заказчики зарабатывают больше, чем его хозяин, Реми принимает решение предложить парижским заказчикам собственные эскизы. Его план оказался успешным, и он получает первый заказ, выполненный в той же мастерской, где он недавно работал
В 1908 году Реми решает, что пора организовывать собственное производство, и набирает первых сотрудников. Через два года молодой обувщик женится на дочери состоятельного нотариуса Жюльетт Понвер, и вместе они создают семейную компанию Richard-Pontvert, где муж отвечает за производственную часть, а жена – за финансовую. Под маркой, названной Chaussures Extra, начинается производство модной обуви высокого качества и вполне успешно развивается вплоть до 1914 года.
С началом войны все производство останавливается, а Реми уходит на фронт. Вернувшись домой раньше из-за ранения, до конца войны Реми зарабатывает на жизнь ремонтом обуви. С возвращением к мирной жизни вернулась и потребность в хорошей обуви, и Реми арендует, а вскоре и покупает, склад неподалеку от центрального рынка Ле-Аль в Париже.
В 1920 году Реми Ришар становится хозяином собственной обувной фабрики в своем родном Изере, а также разрабатывает новую линию Galibier, планируя производить качественную рабочую обувь на деревянной подошве. Предприятие стремительно развивается, Ришар путешествует, активно принимает участие в обувных выставках по всей Европе, получая всевозможные награды и медали.
В 1926 году предприниматель отправляется в путешествие по Америке, открыв для себя не только страну, но материал, называемый каучуком или резиной. Вернувшись с образцами, Реми, по примеру американцев, начинает производить водонепроницаемые сапоги и ботинки. Ришар не стал первым во Франции производителем резиновой обуви, но именно ему первому пришла в голову идея заменить недолговечные деревянные подошвы ботинок резиновыми.
Воплотить замысел в жизнь оказалось сложнее, чем казалось, из-за отсутствия технологий, но Реми справился, разработав специальную конструкцию подошвы. Представляя новые образцы, Ришар регистрирует название «Paraboot», ставшее торговой маркой. Звучащее по-английски слово стало производным от «Пара» - портового городка в Амазонии, откуда поставлялся весь латекс, и полюбившегося в Америке слова «boot».
В 1937 году к работе в компании приступил сын Реми и Жюльетт - Жюльен. Разразившаяся Вторая мировая война, оккупация, нехватка сырья и рабочей силы значительно снизили обороты производства. Более того, снова пришлось перейти на доступные и дешевые деревянные подошвы.
После окончания войны бизнес оживился. Уставшие от лишений, обуреваемые жаждой жизни люди хотели носить красивую одежду и обувь. Но условия изменились. Бурное развитие химической промышленности привело к появлению пластика, а следом и пластмассовой подошвы, которая просто приклеивалась к ботинкам. Предприятия, производящие обувь традиционным способом, в том числе и «Richard-Pontvert», пришли в упадок.
Жюльен Ришар, в управление которого полностью перешла компания, решает сделать ставку на качественную простую обувь для крестьян, пастухов, ремесленников. Добротная толстая кожа, прочная подошва, все детали прошиты швом Goodyear (гудиер) или норвежским швом. А в 1945 году специально для представителей таких профессий, как геодезисты и почтальоны, была разработана облегченная модель ботинок на достаточно массивной подошве Michael, впоследствии ставшая одной из самых знаменитых.
Goodyear – технология, разработанная британскими обувщиками и названная в честь изобретателя Гудиера-младшего. Обувь, прошитая швом гудиер, обеспечивает долговечность и прочность обуви.
Норвежский шов – мягкий и прочный, изначально использовался в пошиве горных ботинок. Особенная прошивка и расположение ранта повышает водонепроницаемость и износостойкость.
Общительный, страстный поклонник рыбалки и охоты, Жюльен приходит к решению полностью переориентировать производство. Отныне его клиенты – сельские жители, а городских он оставляет многочисленным конкурентам. Доверяя собственной интуиции в поисках новых рынков сбыта, Жюльен приходит к мысли, что ставку надо делать на все, что связанно с физической активностью.
В период повального увлечения спортом, компания начинает производить обувь для скалолазания и всего за пару лет линейка Galibier занимает лидирующую позицию в производстве обуви для альпинистов ни только во Франции, но и во всех странах мира, где есть горы. Самые знаменитые альпинисты 60-х: Морис Эрцог, Пьер Мазо, Лионель Террай, Ройал Роббинс становятся поклонниками удобной и качественной обуви.
В 1970 году Жиль Деламар и Колетт Дюваль, актеры и каскадеры, совместно с Жюльеном Ришаром создают обувь для поклонников парашютного спорта. Затем появляется модель ботинок Terre Adélie (Земля Адели) для Поля-Эмиля Виктора, французского исследователя полюса. Потом обувь для исследователей вулканов, пилотов, мотоциклистов, любителей конного спорта. В 1972 году Richard-Pontvert уже насчитывает более чем 650 сотрудников и производит все виды специальной обуви, в том числе и для любителей экстремальных видов спорта.
В стране нарастает экономический кризис, а Жюльен Ришар, совсем не предприниматель по сути, интересуется больше производством, чем финансами. Понимая, что компания приходит в упадок, он просит своего сына Мишеля принять на себя управление компанией. В 1979 году он покидает свое рабочее место.
Новый управляющий директор сокращает предприятие, стремясь уменьшить затраты на содержание, в то же время пытаясь навести порядок в бухгалтерских отчетностях и расплатится с многочисленными кредитами. Не справляясь с обрушившимися трудностями, в 1983 году Мишель Ришар заявляет о банкротстве и ликвидации компании.
Несмотря на начавшийся судебный процесс, Мишель продолжает поиски выхода из затруднительного состояния. Изучая принципы работы более успешных конкурентов, он отправляется в Италию. После долгих переговоров он заключает договор с крупнейшим на тот момент дистрибьютером одежды и обуви в Италии.
К середине 80-х годов в мужской моде царствуют твидовые костюмы, велюровые брюки и водолазки. Все это как нельзя лучше, сочетается с обувью на толстой подошве. Модель Michael от Paraboot становится популярной. Заказы растут, поставщики начинают возвращаться, доходы растут, и компания оживает.
Появляется новая коллекция обуви, ориентированная на жителей города. Ставка - на обувь из высококачественного сырья, произведенную традиционным способом. Впервые Paraboot выпускает обувь для женщин. В 1987 году бренд открывает именные бутики в Париже, Ницце и Лионе.
Время идет, и в 2000 году уже четвёртое поколение Ришаров приступает к управлению компанией, стремясь сохранить и приумножить наследие Реми Ришара. В 2008 году в честь юбилея компании марка выпускает обновленные версии самых популярных моделей.
Более ста лет полностью семейная компания Richard-Pontvert SA сохраняет то же качество и ту же страсть к работе, как и раньше, а основное производство самой востребованной линии Paraboot по-прежнему находится на родине Реми Ришара, в Изере, у самого подножия Альп. За стиль бренда сегодня отвечает Жан Франсуа Клеран. В интервью, данному Rendex-Vous Daily, стилист подчеркнул, что следовать традициям – неизменная составляющая философии компании и в наше время.