Возвращение к истокам
Детективный роман с интригами, нацистами, расследованиями и счастливым концом – сюжет, больше подходящий для закрученного приключенческого фильма, чем для истории развития почтенного французского бренда. Однако не стоит торопить события, французский Le Coq Sportif немало удивит вас.
1882 год. Эмиль Камюзе (Émile Camuset), представитель четвертого поколения ткачей в Ромелли-сюр-Сен (исторически сложившемся центре легкой промышленности Франции), достаточно успешен и владеет собственной фабрикой по производству шерстяных тканей. Его сын – Эмиль Камюзе-младший, во всем помогает отцу, но его страсть – спорт. Он увлекается футболом, гоняет на велосипеде и курирует местный спортклуб. Параллельно молодой человек занимается закупками спортивной экипировки, качество которой оставляет желать лучшего. Дешевые ткани, неудачные лекала и кустарное производство - в конце 19 века одежда для спорта не пользуется особой популярностью, и мало кого интересует.
-
Эмиль уговаривает отца начать производить собственную спортивную одежду. Первые образцы были предназначены для друзей и членов спортклуба, но постепенно слава качественной и хорошо скроенной одежды для занятий физическими упражнениями растет. Спустя десятилетие компания Etablissements Camuset набирает обороты на внутреннем рынке.
К 1920 году помимо стандартных моделей Камюзе начинает производить одежду для национальных команд по футболу и регби. Он совершает революцию - шьет свои костюмы из трикотажного полотна, недавно появившегося в Европе. Качество материалов, передовое оборудование, широкий ассортимент – компания развивается семимильными шагами. Еще через пару лет производство уникальной и качественной спортивной одежды приобретает имя «Le Coq Sportif» (произносится Лё Кок Спортиф), в переводе с французского «спортивный петух», и становится официальным поставщиком французских федераций по баскетболу и лёгкой атлетике.
В качестве эмблемы - галльский петух. Семья Камюз выбирает его как своеобразный отличительный и товарный знак, то что мы сегодня называем: «made in France» (рынок того времени наводняют товары британских производителей). Обращаясь к истории, вспоминаем, что еще в средние века на территории современной Франции жили галльские племена. В переводе с латыни «галл» означает «петух». Враги часто использовали этот каламбур, стремясь задеть гордых кельтов. Но для самих галлов гордая птица – символ ежедневной победы добра над злом, дня над ночью.
Во время Второй мировой войны нацисты закрывают компанию и полностью останавливают производство. Только в 1948 году удается снова запустить фабрику. В 1950 году обновляется логотип – петуха, помещенный в треугольник, символизирующий семью: Эмиль Камюз и его двое детей: Роланд (Roland) и Мирей (Mirielle). Пика успеха бренд достигает в 1951 году, получив контракт на производство желтых маек для Tour de France.
История появления желтой майки лидера неразрывна связанна с развитием самого велоспорта. В период после Первой мировой войны страна находилась в плачевном состоянии, и первая велогонка, проведенная в 1919 год, стала событием. Никакой специальной экипировки не было, а бренд "Le Coq Sportif», как мы уже знаем, в 1920-х годах только развивался. Все спортсмены носили форму серого цвета (промышленность, несколько лет работавшая на нужды армии, еще не перестроилась и выпускала ткани в «армейских» цветах). Гонщиков невозможно было отличить друг от друга из-за толстого слоя грязи того же цвета, что и их одежда. Один из организаторов гонки предложил придумать отличительный знак для лидера в каждом заезде. Идея так понравилась, что тут же были заказаны первые 10 футболок в цветах спонсора гонки - спортивной газеты L'Auto, печатавшейся на желтой бумаге.
Желтая майка лидера поначалу была отвергнута гонщиками, которые не хотели, чтобы соперники их так легко замечали, но к 1951 году она уже становится знаковым призом, а само выражение – нарицательным. Заезды «Тур де Франс» начинают транслироваться по телевидению, и с популярностью гонки растет и популярность производителя формы. За короткий период времени маленькая французская компания становится синонимом успеха, а треугольный логотип красуется на желтых майках победителей.
Спортивные виды отдыха постепенно входят в моду, и это подталкивает Камюзе к производству одежды для первых энтузиастов активного досуга. Таким образом, в коллекции появляются поло, свитера, футболки, топы и прародители «олимпиек». В начале 70-х Le Coq Sportif - это не просто узнаваемые футболки, но и первая спортивная компания, которая рекламирует свою продукцию по телевидению. В 1975 году, в честь Артура Эша (Arthur Ashe) - первого теннисиста афроамериканского происхождения, завоевавшего Кубок Большого шлема, бренд запускает теннисную линейку под его именем.
Стремительный взлет и ошибочные шаги в управлении приводят к тому, что к середине семидесятых бренд испытывает серьезные финансовые трудности. Лидер Европейского рынка Adidas выступает с предложением купить контрольный пакет акций. Но Мирей Камюз, дочь Эмиля, была активным членом французского сопротивления, и отказывается продавать свою долю, заявив, что не вынесет, если наследие ее семьи будет принадлежать немцам.
Для того, чтобы спасти достояние страны, в дело вмешивается Французское правительство. Единственное решение - предложить Андре Гульфи (André Guelfi), одному из богатейших людей Франции, помочь. Действуя в угоду правительству, магнат (на самом деле он сам на грани разорения), не лишенный политических амбиций, скупает акции, а потом тайно перепродаёт их Adidas. Благодаря этим махинациям, бренд получает финансирование и продолжает существовать, а петух красуется на майках всепобеждающих команд Peugeot и Renault. В 1983 году теннисист Янник Ноа (Yannick Noah) выигрывает Открытый чемпионат Франции в спортивной одежде Le Coq и бренд выходит на международный уровень.
Но замок из песка рано или поздно рассыпается… После смерти хозяина Adidas компания, а вместе с ней и Le Coq, попадает в руки теневого дельца и коррупционера Бернарда Тапи. После долгих разбирательств и многочисленных скандалов, группе инвесторов удается выкупить бренд, и спустя два десятилетия галльский петух возвращается на свое законное место. Новое руководство решает, что воскрешение марки должно состояться там, откуда все начиналось. Фабрика Le Coq в Ромилли-сюр-Сен за годы простоя частично разрушена и только в 2010, после длительного ремонта, удается запустить производство.
Логотип Le Coq Sportif с триумфом помещают на майки велосипедных команд Франции. Бельгийская, а затем и немецкие ассоциации велолюбителей подписывают контракты с французским поставщиком. Марка, ставшая жертвой в аферах и политических играх, медленно возвращается к жизни. Лучшие менеджеры, технологи и дизайнеры принимают участие в возрождении яркого, элегантного бренда с богатой историей.
В 2012 году в честь 130 летнего юбилея бренд снова становится спонсором Tour De France и еще раз доказывает, что петух способен возродиться из пепла, словно птица Феникс. Дизайнеры бренда перерабатывают все культовые модели, включая «Arthur Ashe», и на сегодняшний день предлагают широкую линейку одежды и обуви в ретро стиле.