Вневременной дизайн, стиль, благодаря которому на свет родилось огромное количество обувных вариаций – все это туфли Мэри Джейн (Mary Jane), популярность которых сегодня неоспорима. Однако, в отличие от многих культовых модных штучек, дизайн Мэри Джейн не был наброском художника в дизайнерской студии, а появился как один из рисунков в веселом комиксе.

На самом деле, история туфель на низком каблуке с закрытым круглым носом и ремешком с пряжкой или пуговицей уходит своими корнями в эпоху позднего средневековья и Тюдоровской Англии. На официальных портретах король Генрих VIII изображен в атласных туфлях на плоской подошве с ремешком.  Подобную же модель носили французские короли Франциск I и Карл IX детском возрасте, а за ними и дети простых смертных. Практичная обувь была идеальна для малышей и, что немаловажно, носить ее могли и мальчики, и девочки. 

Тем не менее, считается, что Мэри Джейн – американское изобретение. Все потому, что само название, прочно закрепившееся за этой моделью, происходит от имени персонажа популярных в Америке комиксов о Бастере Брауне, нарисованных художником Ричардом Фелтоном Ауткотом. Главные герои: мальчик Бастер Браун, его младшая сестрёнка Мэри Джейн, носившая туфельки на плоской подошве, и ее бульдог Тиж. Оставим пока Бастера и его друзей, и поговорим о другом Брауне, Джордже.

В 1878 году молодой человек по имени Джордж Браун вкладывает все свои сбережения в создание небольшой компании по производству обуви Brown Shoe Company. В 1904 году Всемирная Выставка проходит в Сент-Луисе, и для участия в ней компания Brown Shoe даже строит модель обувной фабрики, чтобы посетители могли увидеть, как изготавливают обувь. Прогуливаясь по другим павильонам, Джон Буш, служащий Брауна, натыкается на мальчика и собаку, героев чрезвычайно популярных комиксов Ричарда Фелтона Ауткома. Сам автор стоит рядом и предлагает всем желающим купить права на персонажей. Буш понимает, что союз Бастера Брауна и Brown Shoe Company может произвести фурор и за 200 долларов покупает лицензию на имя и изображение всех героев.  

Вскоре картинка с Бастером и его псом появляется внутри каждой пары обуви из детской линейки. А детские туфли с круглым носом и ремешком, получают название «Мэри Джейн». Обширная рекламная кампания и правильный маркетинг приводят к стремительному росту продаж. К тому же, родители, предпочитавшие покупать одну пару обуви в год, оценили по достоинству добротные коричневые туфли, носить которые могли дети обоих полов. 

история Мэри Джейн 1930-е годы Ширли Темпл

Наступает Первая Мировая война и, благодаря хорошей репутации, правительство заключает с Brown Shoe Company контракт на изготовление специализированной обуви для армии. Конечно, военная обувь далека от кокетливых туфелек, но, благодаря этому заказу и обширным финансовым влияниям, небольшой бизнес разрастается в могущественную обувную империю. Однако самой популярной моделью компании остаются туфли «Мэри Джейн», ставшие к 1920 годам непременным атрибутом женского гардероба. В 1934 году на экраны выходит фильм «Браво, малышка» с очаровательной белокурой звездой экрана Ширли Темпл в главной роли. Экранная Ширли, покорившая сердца зрителей, носит «Мэри Джейн», что добавляет еще больше популярности и без того воспетой модели.

Происходит невероятная вещь: впервые взрослые заимствую предметы детского гардероба, а не наоборот. Да и начавшаяся эмансипация приводит к изменению стиля: узкий силуэт, намеренно «школьный» образ (девушки стремятся избавиться даже от намеков на стиль довоенной поры с его чопорными длинными платьями и высокими полуботинками), и «Мэри Джейн» идеально вписываются в новую моду.

К началу 1930-х годов туфли понемногу эволюционируют и у них появляется сужающийся книзу каблук, а кожу заменяют расшитые ткани. Танцевать в таких туфлях чарльстон особенно удобно. Еще через десять лет новые реалии постепенно вытесняют «Мэри Джейн» и они снова становятся обувью для детей вплоть до революционных 1960 –х годов. 

С легкой подачи лондонского дизайнера Мэри Куант (Mary Quant)  (той самой, что подарила нам мини-юбку) в моду входит миниатюрная Твигги (Twiggy) с ее образом девочки-подростка без намека на женственность и сексуальность, и «детские» туфельки снова на пике популярности. Мэтры высокой моды Кристиан Диор (Christian Dior) и Ив Сэн Лоран (Yves Saint Laurent) не остаются в стороне и вводят в свои коллекции «Мэри Джейн», но уже на высоком каблуке.

Хиппи и панки не признают инфантильную обувь и до конца века она не пользуется популярностью, пока в 90-х скандально-известная певица Кортни Лав не начинает эпатировать публику появляясь на сцене в нарядах в стиле «babydoll» с гранжевым налетом: ярко-красная помада, растекшаяся туш, неприличные надписи, розовые платьица и неизменные «Мэри Джейн». 

С этого момента туфли с завидным постоянством фигурируют в коллекциях всех именитых дизайнеров. Они даже становятся неотъемлемой составляющей стиля «готическая Лолита» - японской субкультуры, построенной на воплощении образа куклы Викторианской эпохи в пышных платьях, высоких гольфах и туфлях на платформе. 

Сегодня обувь родом из комиксов можно увидеть и на высоком каблуке, и на танкетке, и на головокружительной платформе, с одним или тремя ремешками и богатым декором. Dolce & Cabbana, Gucci, Carel  и многие другие всемирно известные бренды выпускают туфли в стиле Мэри Джейн. Удобные и комфортные они давно покорили женщин всей планеты не зависимо от возраста и статуса.