Памяти Франки Соццани
Тысячи интервью, километры документальной хроники, тонны фотографий, репортажей и фильм Франческо Кароццини «Franca: Chaos & Creation» будут бережно хранить ее образ – великой, и в то же время скромной, лучезарной, но решительной, нежной, но сильной духом и с мятежным взглядом на окружающий мир, амбициозной, но романтичной.
Белокурые волнистые кудри и тонкая черная лента в волосах, хрупкий стан, белое летящее шелковое платье Valentino – она икона стиля, она настоящая муза моды, она «La Franca» – Франка Соццани (Franca Sozzani), на протяжении 28-ти лет главный редактор итальянского Vogue.
Перелистывая архивные материалы, натыкаюсь на ее последнее фото в Instagram – Париж, она на показе Chanel Pre-fall 2017 Métiers d'Art в недавно отреставрированном отеле Ritz в окружении любимых друзей – Карла Лагерфельда и Анны Винтур. Можно только представить сколько сил и мужества стоило этой хрупкой по виду женщине, чтобы умалчивая свою неизлечимую болезнь, до конца дней делать то, что она делала с невероятной креативностью, удивительной смелостью и завидным азартом, трансформировав достаточно рядовой итальянский глянцевый журнал, которым в 80-ые был Vogue, в независимое, порой провокационное, престижное интернациональное издание о моде.
Невзирая на то, что итало-говорящих читателей в мире весьма ограниченное количество, итальянский Vogue стал изданием культовым, куда стремятся попасть лучше дизайнеры современности, открывшим миру великих фотографов с неординарным взглядом на происходящие вокруг нас события, и не только из мира моды.
Vogue di Franca Sozzani
Она родилась в аристократической семье в итальянском городе Мантуя 20 января 1950 года Уже на последнем курсе университета Università Cattolica del Sacro Cuore, когда оставалось буквально пару экзаменов до окончания курса, в газете Corriere della Sera она находит объявление издательского дома Condé Nast о наборе молодых девушек университетского возраста. В те времена набирать молодых девушек из буржуазных семей было практикой – они интересовались модой, но будучи родом из состоятельных семейств, не особо нуждались в оплате.
Франка очень любила моду и одевалась исключительно в одежду марки Saint Laurent. Пройдя интервью, ее пригласили на должность секретаря, но она амбициозно заявила, что ее отец не поймет такого выбора. Судьбе было угодно, чтобы в редакции Vogue Bambini (детская мода) отобранная персона не приступила к работе, и Франка была определена на свою первую должность в этой редакции. Впоследствии она вспоминает, как важно было пройти каждую ступеньку карьерной лестницы, о том, что и сегодня в редакции итальянского Vogue существует взаимозаменяемость - каждый умеет делать работу другого.
Когда в 1980 году ей впервые был доверен журнал Lei (итальянский аналог Glamour) издательского дома Condé Nast, он представлял собой традиционное издание об итальянской моде, откуда незадолго до этого ушли на работу в конкурирущее издание талантливые редакторы и фотографы того периода - Flavio Lucchini, Gisella Borioli, Oliviero Toscani.
Франка, приняв на себя огромный риск, собирает чемоданы и отправляется в Америку, чтобы там, задействовав новые имена в мире фотографии, делать фотосессии для журнала. Своим неординарным шагом она открывают миру такие имена, как Bruce Weber, Herb Ritts, Steven Meisel, Peter Lindbergh, которые до встречи с Соцциани не имели никакого отношения к моде, но в работах которых она смогла рассмотреть неординарность и талант. Это главная ее черта – умение рассмотреть в молодых творческих людях перспективу. Ее личную поддержку в начале карьеры получали многие известные сегодня мировые дизайнеры и люди из fashion индустрии.
В 1988 году эту же «звездную» команду фотографов она привела за собой в редакцию Vogue. Кстати, символично, что редактором итальянского Vogue Франка Соццани была назначена в том же году, что и ее американская коллега Анна Винтур. Нога в ногу они прошли этот длинный путь, избрав для себе, однако, разные пути достижения успеха. Франка сделала выбор в пользу креативных идей! Именно она «впустила» интернациональный couture на страницы традиционного итальянского издания, поместив на обложку любимого ею Ив Сен Лорана. Она много и настойчиво говорила на языке моды о проблемах современности – расизме, анорексии, дискриминиции моделей curvy, пластической хирургии, насилии над женщинами – часто рискуя свой собственной карьерой.
В 2009 году она создала Vogue Fashion Night Out, ведь как ни странно население Милана недолюбливает Неделю Моды - в эти дни в городе сумасшедший трафик, перекрыты улицы, монументы, а презентации, показы, шоу и вечеринки в основном несут закрытый для публики характер, в отличие от выставки мебели Salone del Mobile, когда весь город превращается в праздничную арену. Vogue Fashion Night Out позволил многим прикоснуться к таинственному миру высокой моды, приблизиться к легендам, сделать fashion индустрию ближе к потребителям, а не только избранным и специалистам.
Всех, безусловно, волнует один вопрос: на сколько правдив образ Миранды Присли из фильма «Дьявол носит prada», якобы полностью списанный с нее и ее подруги и коллеги Анны Винтур, и она откровенно отвечает на него так: «Да, это правда я немного зациклена на капучино – хочу, чтобы была такая пена, как я люблю, и чтобы молоко не было слишком горячим. Но я никогда не ударила никого за это, как это показано в фильме. И если я прошу принести мне виноград, а мне приносят яблоки и апельсины, имею я право быть недовольной? Да, я слегка зациклена на недвижимости, но я не покупаю драгоценности, не покупаю одежду, не ношу сумок, не коллекционирую картин. Мне нравятся дома и я приобрела несколько.
Я была первой, кто приобрел недвижимость за весьма символичные деньги в районе Медины в Маракеше. Сегодня такое уже невозможно. У меня есть одна мания – я коллекционирую туфли Manolo Blahnik, они для меня произведения искусства, я люблю на них смотреть. И не правда что я высокомерная и не здороваюсь, я близорука и ношу знаменитые черные очки по исключительной необходимости. Ах, да! Об истории о том, что редакторы в моем журнале все итальянского размера 42 – да, такое имеет место быть, но у этого есть объяснение. Я не переманиваю редакторов из других журналов, а люблю взращивать свои таланты. Само собой молодые девушки в большей своей части худые. Это вовсе не стратегия...»
Franca: Chaos & Creation
О ее личной жизни известно мало, она тщательно скрывала ее от публики и даже во многом от собственного сына. Неудачный брак, просуществовавший всего 3 месяца, огромная занятость, постоянные путешествия, во многом отняли ее у сына, Франческо, сегодня известного фотографа. О поиске ответов на вопросы, о личном, не всегда удобном, она откровенно говорит в документальном фильме «Franca: Chaos & Creation”, который ее сын снимал в течение последних 6-ти лет и который был презентован в сентябре 2016 года на Кинофестивале в Венеции.
Она ушла от нас навсегда 22 декабря 2016 года. Ее многогранный талант и харизма изменили историю не только журнала Vogue, но и мира в целом. Увы, вместе с ней ушла целая эпоха, но как писала она сама – Vogue будет жить вечно, даже в эпоху тотального распространения digital технологий.
Grazie mille Franca!
Текст: Yulia Camozzi