Альбион Мэта Коллишоу
Мэт Коллишоу — ключевая фигура в истории британского современного искусства, один из основателей и лидеров движения Young British Artists.
Центральное место в творчестве Мэта Коллишоу занимают темы иллюзии и желания, которыми он оперирует, разрушая и подвергая сомнению повседневное восприятие привычных образов.
Художник анализирует влияние скрытых механизмов и визуальных приемов на подсознание зрителя, а его работы притягивают внимание тонким балансом между поэтическим романтизмом и шокирующей мрачной иллюзорностью.
В центре внимания Коллишоу – сюжеты запретных историй: «Мое вдохновение подпитывают события из прошлого, подавлявшиеся или удерживавшиеся на расстоянии, из них рождаются новые идеи».
Художник часто обращается к творчеству старых мастеров. Большинство работ содержат отсылки к историческим сюжетам и классические приемы изображения натуры, свойственные культуре той эпохи. Заимствованные образы подвергаются цифровой обработке и предстают в новой интерпретации, развивая тему взаимоотношений репрезентации и реальности.
Объекты серии Black Mirrors: St.Sebastian, Andromeda (2017) – полотна Николо Реньери и Влахо Буковаца, подобно призракам, возникают в зеркалах, обрамленных черным муранским стеклом. Представшие в новом виде, анимированные фигуры оживают перед зрителем, воспроизводя сюжеты знаменитых работ и стирая границы между реальным миром и царством классической живописи.
Интерес Коллишоу к викторианской эпохе не случаен: в XIX веке Великобритания позиционировала себя лидером в свете научного прогресса и эмпирической трезвости. Ссылаясь на этот период в своих работах, Коллишоу подражает его орнаментальному, романтическому стилю, и в то же время освещает оборотную сторону, где низменные инстинкты свойственны человеку вне зависимости от времени, эстетических и научных достижений.
Интерес к этой эпохе также связан с изучением ранней викторианской техники, используемой для создания оптических иллюзий. Благодаря спектральным проекциям, новаторским способам фотографии и зоотропам, изобретенным еще в начале викторианской эпохи, Коллишоу воссоздает эффекты, лежавшие в основе докинематографической анимации.
Работа All Things Fall (2014), созданная для экспозиции в Галерее Боргезе в Риме, оживляет библейский сюжет об истреблении младенцев в Вифлееме и является отсылкой к картине «Избиение младенцев» Ипполито Скарселлы.
Зоотроп, состоящий из 300 отдельных фигур, запрограммирован вращаться со скоростью 60 оборотов в минуту, а синхронизированные с ним светодиодные лампы мигают 18 раз в секунду. Сами фигуры при этом остаются без движения, а быстрые смены кадров под вспышками света создают иллюзию движения — эффект «движущихся картинок».
Именно эта работа была описана критиком Вальдемаром Янушчаком как «не что иное, как современный шедевр»: оптическая иллюзия привлекает зрителя и возвращает к вопросам о древнейших социальных конфликтах.
Работа The Albion (2017) – проекция знаменитого дуба в Шервудском лесу Ноттингема, по преданию служившего укрытием Робину Гуду. Ствол тысячелетнего дерева начал отмирать еще несколько веков назад, и с викторианских времен его прежний вид поддерживается сложными стальными конструкциями.
Созданная путем лазерного сканирования и воспроизведенная с помощью техники «Призрак Пеппера» (Pepper’s Ghost) проекция дуба – идея живого существа, навечно захваченного человеком для воссоздания иллюзии жизни.
Продолжает тему серия гиперреалистичных живописных работ Gasconades (2017) – изображения садовых птиц, отсылающие к популярным в XVII в. картинам птиц и животных Карела Фабрициуса (Щегол,1954) и работам голландских мастеров.
«Мое стремление – показать зрителю, как время, в котором мы живем, влияет на восприятие мира вокруг. В наши дни порой трудно остановиться и переосмыслить образы минувшей эпохи. Со временем меняется и наше видение живописи, не только потому, что мы видим в ней классику, но и из-за стремительно меняющихся средств передачи информации. Мы перестали вглядываться в статичное искусство на фоне множества современных идей. Я старался оживить концепт в новой интерпретации работ, побуждая зрителя задержать взгляд на каждой из них немного дольше, и таким образом погрузиться в историю каждой картины», - признается Мэт Коллишоу
Галерея Гари Татинцяна Серебряническая набережная, 19
2 февраля— 28 апреля
Фотографии предоставлены Галереей Гари Татинцяна и студией художника