Антуанетта Фон Саурма. Топография Травмы.
Выставка выстраивает пространство травмы в представлении Антуанетты фон Саурмы по масштабу последствий катастрофы: от глобальных, таких как изменение экосистемы (серия «Катастрофы»), до личных – влияния Второй мировой войны на судьбу семьи художницы (проект «Поколение»), таким образом задавая систему координат, в которую зритель может поместить события собственной жизни.
Меняя оптику взгляда на катастрофы с общечеловеческой до индивидуальной, художница говорит об общности и вместе с тем хрупкости будущего, его обусловленности деятельностью человека и его отношением к природе.
Репрезентация природы и ее взаимодействия с человеком задает еще одно измерение восприятия трагедии.
В серии «Катастрофы» (2012-2017) на основе материалов СМИ о последних стихийных бедствиях художница создает образы постапокалиптических ландшафтов, одновременно пугающие и завораживающие. В инсталляции «Архив теней» (2015-2017) Саурма связывает экологические и гуманитарные катастрофы, рисуя окружающую среду будущего дистопией мира исчезнувших теней как результат экономического роста и технологического прогресса.
Гуманитарная катастрофа выходит на первый план в серии «Стоически падая в море» (2016-2017), где стихия предстает как одновременно реальное обстоятельство судьбы беженцев и метафора неуверенности в будущем. В проекте «Поколение» 2015-2017), одном из самых разнообразных и сложных по структуре, но также одном из самых личных, художница отходит от темы природы и обращается к теме сохранения памяти, важной для нее в контексте истории ее семьи. Во времена
Второй мировой войны семья художницы была вынуждена эмигрировать из нацистской Германии в Южную Африку, вследствие чего был утерян весь семейный архив, а вместе с ним и связь с родственниками.
Своего рода возмещением утраты стала серия «Поиск», одна из трех частей проекта «Поколение», в которой, реконструируя образ отца по фотоальбомам дальних родственников, фон Саурма смогла создать для него семейный альбом посмертно.
Важной особенностью творческого метода Саурмы является внимание к выразительным средствам: порой художница изобретает новую технику для наиболее точного выражения идеи, как, например, в серии «Стоически падая в море».
«Душераздирающая судьба ищущих новой жизни и их храбрая, хоть зачастую и бесплодная борьба заставляют меня рисовать фигуры тушью и водорастворимыми карандашами. Они попадают под дождь, в воду, я вижу, как они тонут, – и останавливаю процесс до того, как они полностью исчезнут, как бы давая им шанс на спасение», – рассказывает художница.
Даты проведения: 20 ноября – 8 января 2018 года
Адрес: ММОМА, Петровка, 25
Проект «Топография травмы» станет продолжением программы ММОМА по организации международных выставок в рамках культурного сотрудничества между Россией и Германией.
И в рамках этого же сотрудничества мы собрали для вас подборку немецкого бренда LLOYD - элегантную и удобную обувь, которая сочетает в себе стильный дизайн и идеальную посадку. Мастера марки традиционно использую для изготовления ботинок один из самых надежных швов в мире – GOODYEAR WELTED. Этот метод соединения подошвы с верхней частью изделия делает его максимально комфортным, идеально садящимся по ноге и приспособленным для долгого активного использования.