Густав Климт, Эгон Шиле
В ГМИИ им. А.С. Пушкина 10 октября 2017 года открылась выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта (1862–1918) и Эгона Шиле (1890–1918). Выставка состоится в рамках Года туризма Россия — Австрия 2017
На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет показано около 100 листов из собрания музея Альбертина (Вена) — 47 работ Густава Климта и 49 — Эгона Шиле. Эти работы относятся к разным периодам творчества художников и представляют разные типы рисунка — этюды фигур, связанные с живописными работами, портреты, самостоятельные этюды обнаженной женской модели и т.п.
Используя традиционные графические техники — черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь, — художники решали новые эстетические задачи, стоявшие перед ними на рубеже XIX и XX столетий.
Густав Климт, главный представитель венского модерна, пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве.
Его рисунки оказали влияние на творчество более молодых художников, в первую очередь — Эгона Шиле, который начинал карьеру в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества.
Усвоив опыт своего предшественника, Шиле очень рано обрел собственный неповторимый стиль, который знаменовал переход от модерна к экспрессионизму.
Обширную категорию рисунков на выставке составляют этюды для женских портретов (портреты Серены Ледерер, Паулы Цукеркандль и др.). В этих подготовительных работах Климт стремился найти такую позу модели и такую композицию портрета в целом, которые наилучшим образом выражали бы личность портретируемой через призму восприятия художника.
Климт произвел революцию в изображении обнаженной женской натуры. В откровенной трактовке эротики он в своих рисунках пошел гораздо дальше, нежели в живописи.
Некоторые этюды такого рода возникли в связи с работой Климта над живописными композициями, но большая их часть имеет автономный характер («Лежащая обнаженная»).
Рисовальный стиль Климта, основанный на выразительности контурной линии, стал образцом для Эгона Шиле. Опыт декоративной стилизации натуры, накопленный венским модерном, был переосмыслен и применен для решения новых задач, поставленных эстетикой экспрессионизма.
Cам Шиле считал себя в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали. Однако в глазах многих критиков и любителей искусства Шиле-рисовальщик нередко заслоняет собой Шиле-живописца.
Линия и контур играют настолько существенную роль в живописи Шиле, что рисунок может считаться основой его живописных работ. Он оставил около 3000 работ на бумаге — рисунков, акварелей, гуашей.
«Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены “около 1900 года”. Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Густав Климт, и Эгон Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства.
Виталий Мишин, куратор выставки
Посетители ГМИИ им. Пушкина – ценители классического искусства. По нашему авторитетному =) мнению, обувь – не меньшее искусство, поэтому мы предлагаем вам подборку, в которой вы точно будете чувствовать себя в своей тарелке в окружении изящных работ Густава Климта и Эгона Шиле.
Даты проведения: 10 октября 2017 года - 14 января 2018 года.
Адрес: Волхонка, 14.