Лента Софии Копполы, в этом году ставшая призером фестиваля в Каннах, отличается и от оригинального фильма «Обманутый» 1971 года с Клинтом Иствудом в главной роли, и от готического романа «A Painted Devil», написанного Томасом Куллинаном в 1965 году. Кино получилось уникальным, а костюмы, подготовленные Стейси Баттат (известна работой в качестве костюмера сериала «Девочки») и вовсе ведут отдельную повествовательную линию.

События разворачиваются во время гражданской войны между севером и югом Америки, а пансионат для девочек, в который попадает герой Колина Фаррелла – наемника из Ирландии, сражающегося за север, – расположен на юге. Экстремально жаркий климат, палящее солнце и героини разных возрастов, помещенные в жесткие условия военного режима, – сюжет не предполагает эфемерности картинки, однако именно такой она и получилась. Несмотря на траур по погибшим, героини носят белые, бежевые и пастельные наряды – неуместные, но оправданные задумкой режиссера. Очень светлая во всех отношениях визуальная часть фильма только подчеркивает мрачный сюжет, отчего напрашивается параллель и с фильмом «Пикник у висячей скалы», снятом в 1975 году австралийцем Питером Уиром, и с «Девственницами-самоубийцами», ставшими первой работой Копполы (сама режиссер честно призналась, что с юности вдохновляется старой австралийской картиной).

В целом женские образы в «Роковом искушении» получились сильными и абсолютно архетипическими для Копполы: в кадре блондинки в платьях с рюшами – невинный и благопристойный «фасад», за которым скрываются обычные, в общем-то, люди – с человеческими страстями и желаниями.

Мисс Марта (Николь Кидман)

стиль в фильме "Роковое искушение", мисс Марта (Николь Кидман)

стиль в фильме "Роковое искушение", мисс Марта (Николь Кидман)
 

Самый взрослый и самый жесткий женский персонаж, играть которого досталось Николь Кидман, совмещает в себе сразу несколько функций: главы образовавшейся нетипичной семьи, старшей учительницы и матери. Отсюда и смещение гендерных ролей: Мисс Марта стала и женщиной, и мужчиной в этом абсолютно женском доме.

Она одета в платья максимально прямого силуэта с полным отсутствием декоративных деталей и цвета. Фактически, ее наряды ограничиваются юбками и сорочками с острыми воротниками и элементами мужского жилета, который в те времена женщины носить не могли – художественное допущение, необходимое для целостности сюжета. Возможно, сегодня мисс Марта носила бы брюки и строгий портфель вместо папки с нотами. 


Эдвина (Кирстен Данст)

стиль в фильме "Роковое искушение", Эдвина (Кирстен Данст)
стиль в фильме "Роковое искушение", Эдвина (Кирстен Данст)
 

Героиня любимой актрисы Софии Копполы Кирстен Данст принадлежит к хорошей семье и в пансионат приехала из города. Видно это и по тому, как девушка одевается: во время рокового ужина именно на ее наряд персонаж Эль Фаннинг обращает большое внимание, подчеркнув открытые плечи платья Эдвины. И у нее же одна из младших воспитанниц «заимствует» сережки.

Подчеркнуто скромные блузы Кирстен Данст в мелкий неприметный цветочек – практически наряд старой девы, который сменяется пышным и, по тем временам, сексуальным бальным платьем, полным символизма: в тот вечер Эдвина готовилась переночевать вместе с гостем пансионата. Одежда в этом случае подчеркивала и значимость момента, и его абсурдность: во времена, когда нужно скорее выживать, неуместны ни такое поведение, ни званые ужины как явление.


Алисия (Эль Фаннинг)

стиль в фильме "Роковое искушение", Алисия (Эль Фаннинг)

стиль в фильме "Роковое искушение", Алисия (Эль Фаннинг)
 

Ситуация, сложившаяся из-за героини Эль Фаннинг, стара как мир и банальна, но от этого не менее досадная. В кинематографе такие характеры по-детски непосредственных, но уже сформировавшихся женщин традиционно подчеркивались примитивными ходами: цветочным принтом костюмов и пастельными оттенками. В «Роковом искушении» цветы на одежде достались как раз Эдвине, а не Алисии, – обманутой, а не искусительнице.

Алисия носит блузу, расстегивая верхние пуговицы, закатывает рукава, открывая больше тела, чем остальные ученицы пансионата, не заплетает волосы в косы. По сути, она одета логичней всего: напомним, дело происходит на юге, и желание раздеться, возникающее у девушки, – вполне закономерное, пусть и непристойное.   

 

 

Южная готика и викторианские костюмы уже многие годы цитируются в моде, а в последние декады такие образы вдохновляют дизайнеров на создание сочетаний в стиле бохо. Приверженцы рюш, многослойности и высоких накрахмаленных воротничков – сестры из дуэта Rodarte, Эрдем Моралиоглу, Пьерпаоло Пиччоли и Мария Грация Кьюри, стиль этот также был близок Александру Маккуину.

Чтобы попасть в готическое «яблочко» сегодня, нужно выбирать натуральные ткани (кстати, все костюмы в «Роковом искушении» были сшиты командой Стейси Баттат из хлопка), длинные юбки, многослойность, мелкий простой узор и кружева. За вдохновением обращайтесь к Valentino, Christian Dior и Erdem. 

стиль в фильме "Роковое искушение"