Тенденции сезона осень-зима 2020/2021
Все тенденции, которые мы рассматриваем в этой статье, основаны на модных показах февраля 2020 года. Они проходили до начала всем известного кризиса, изменившего потребности и взгляды людей на моду. Тем не менее коллекции, представленные дизайнерами, уже запущены в производство, поэтому в осенне-зимнем сезоне 2020/2021 они так или иначе будут представлены на рынке.
Мы всегда помним о том, что показы не просто демонстрируют образы, они отражают поведение общества, его отношение к различным проблемам и изменениям.
Стоит отметить, что уже в феврале многие показы отражали актуальные переживания, как, например, всем известный показ Balenciaga, который был полон футуристическими и апокалиптическими настроениями.
Будущий сезон не принесет принципиально новых тенденций. Прежде сильное вдохновение спортивной уличной модой 90-х сходит на нет, при этом новых векторов развития не появляется. Явно заметно продолжение и усиление тех тенденций, что уже присутствовали в двух последних сезонах, что несомненно повлияет на ассортимент коллекций.
Вдохновение: Бунтарский настрой
В этом сезоне все тенденции имеют два основных направления. Одним из них является бунт, мятежнические настроения. Многие образы на показах были созданы именно с этой идеей, они могут раскрываться по-разному, с использованием разных форм и деталей.
Стоит отметить, что дизайнеры таких модных домов, как Balenciaga и Rick Owens и прежде демонстрировали подобные настроения, а сейчас к ним присоединились модные дома с более традиционными взглядами – Louis Vuitton и Saint Laurent.
Вдохновение: Буржуазия
Очень часто тенденции развиваются в противопоставлении, и потому вторым главным направлением вдохновения для многих коллекций стала буржуазия – возврат к более элегантным женственным образам с традиционными кодами и правилами их создания, с использованием более сдержанной цветовой гаммы. Это демонстрировали не только модные дома Chanel и Celine, от которых подобные образы ожидаемы, но также Prada, которые в последние сезоны активно вдохновлялись спортивной уличной модой и яркими цветами.
Два этих направления – бунтарство и буржуазия – иногда демонстрируются одновременно, смешиваясь между собой. Например, аксессуары, выражающие буржуазные тенденции, сочетаются с одеждой бунтарского настроя.
Бунтарский настрой: Матрица
Одна из версий бунтарского настроения выражена через идею, вдохновленную фильмом «Матрица». Основа идеи заключена в более закрытых образах с использованием полностью черных длинных элементов гардероба (пальто, плащи), с более угловатыми линиями кроя. Во всем этом также прослеживается идея некоего футуризма, выраженного в деталях и материалах. Идея в целом воспринимается как некая униформа мрачного будущего, возможно с новой религией, отражающая желание защититься от внешнего мира.
Показ Balenciaga в большом количестве демонстрировал женские образы с маскулинными формами, в целом выглядящие достаточно мрачно, что для этого модного дома в последнее время стало привычным. Но к этой тенденции в своих коллекциях обращаются и более неожиданные модные дома, такие как Paco Rabanne, которые в последние сезоны использовали более экзотические цвета и принты в своих коллекциях.
Бунтарский настрой: Байкер
Другим направлением бунтарского настроя является идея байкерских образов, использующих комбинезоны черного и темного цветов, чаще всего из кожи или из других подходящих под эту идею материалов. Тенденция ссылается на культуру байкеров и рокеров 60-70-х годов, которая может выражаться и в деталях, как, например, у Dior, которые используют популярный аксессуар байкерской культуры того времени – бандану.
Если связать эту тенденцию, эти формы с современным обществом, то в них раскрывается идея сильной, уверенной в себе женщины, феминизма, о котором в настоящее время говорит Америка и Европа. Так, на показе Dior были представлены слоганы феминистских направлений Me Too.
Буржуазия: Богема
Одной из тем, раскрывающих направление буржуазии, становится богема. Мы можем рассматривать ее как продолжение тенденции, уже представленной в летнем сезоне. В таких образах сохраняется традиционная женственность, при этом к ней добавляются экзотические детали – принты и цвета, олицетворяющие культуру Северной Африки и Индии.
Тенденция позволяет использовать в зимний период более воздушные, струящиеся ткани. Это делает образы еще более женственными, при этом наполняет их цветом, оживляя зимние коллекции.
Буржуазия: Дух высокой моды
Другим вариантом интерпретации идеи буржуазии является вдохновение Высокой модой 50-60-х годов. Большое количество вечерних, праздничных платьев считается для коллекций prêt-à-porter необычным. Нельзя ожидать, что подобные образы будут хорошо приняты людьми в повседневной жизни, но, возможно, создатели коллекций хотят, чтобы люди одевались более празднично в вечернее время. Точно можно сказать одно: эта тенденция в будущем будет представлена в аксессуарах с использованием дорогих, изысканных материалов и ярких принтов.
Подобные вечерние, богато украшенные образы мы ожидаем увидеть у таких модных домов, как Valentino, клиенты которых предпочитают этот стиль. Он не свойствен молодым дизайнерам, чьи клиенты не адаптированы к одежде подобного рода, но даже они представили образы в этой тенденции: например, французский дизайнер Marine Serre и молодой перспективный дизайнер из Лондона Richard Quinn, чью одежду уже полюбило молодое поколение.
Буржуазия: Вдохновение 16-19 веками
Дизайнеры вдохновляются прошлым, и одним из векторов этого направления являются 16-19 века. Если в прошлом сезоне мы выделяли их как новое направление, в этом они становятся все более значимы в коллекциях. Тенденция выражается в крое как вечерних, так и повседневных платьев, украшенных более женственными материалами и деталями, например, кружевом и воланами.
Если говорить о Simone Rocha, то подобные силуэты мы видели в их коллекциях уже некоторое время. Но если обратиться к Gucci, которые в последнее время были больше вдохновлены 90-ми, в этом сезоне они кардинально сменили направление своей коллекции.
Костюмы с подчеркнутой талией
В новом сезоне значимое место отводится костюмам. Брючные варианты по-прежнему не теряют актуальности, но в этом сезоне появляется новый вид костюма – пиджак с юбкой, который долго отсутствовал в моде.
Маскулинные пиджаки с подчеркнутой линией плеч остаются значимыми, но их формы подверглись некоторым изменениям, в частности, у них появилась ярко выраженная талия, что позволяет играть на контрасте мужского и женского.
Кейпы
Следующий элемент гардероба, который по отношению к прошлому сезону не является на 100% новым, это кейп. Дизайнеры демонстрируют его как в буржуазных женственных образах, как, например, Cеline, так и в более необычном, даже дерзком исполнении, как Rick Owens, образ которого можно сравнить с плащом супергероя комикса.
Топ-бюстгальтер
Часто встречающийся элемент гардероба последних показов – топ-бюстгальтер. Сложно представить, что эта тенденция будет обыгрываться в повседневной жизни именно так, как здесь: дизайнеры чаще всего демонстрируют его на голом теле или с надетым поверх пиджаком.
Дизайнеры используют такие топы в более формальных строгих образах, балансируя между закрытым традиционным образом и сексуальностью, выражая некую дерзость и протест.
Возвращение легинсов
Другой элемент гардероба, который надолго исчезал с подиумов – легинсы, лосины. Тенденция рассматривается как продолжение вдохновения 90-ми годами, но она больше не связана с идей спортивной уличной моды, а служит скорее для добавления сексуальности, подчеркивая красоту ног в более формальных традиционных образах.
Мы снова видим игру дизайнеров на контрастах, хорошим примером служит показ Saint Laurent, на котором был замечен традиционный буржуазный образ 80-х – пиджак, пуговицы, серьги. В какой-то момент он мог даже показаться старомодным, но Saint Laurent выражает протест против правил таких образов, добавляя легинсы с ярко подчеркнутой идеей сексуальности.
Этот вид одежды заставляет нас задуматься и обратить внимание на обувь, которую выбирают модные дома. Очень часто они используют женственные босоножки или лодочки с заостренным мысом, которые продолжают изящную линию ног, вытягивая силуэт.
Рукава-фонарики
Переходя на крой и формы образов, которые представлены в тенденциях, стоит отметить продолжение объемных рукавов, теперь в форме фонариков. В данных образах демонстрируются более простые силуэты с единственной деталью – объемными рукавами. Эта форма также связана с идеей вдохновения прошлым, в частности, 18-м веком.
Плечи-пагоды
Другая часть силуэта, которая продолжает интересовать дизайнеров – плечи. Здесь вновь обыгрывается идея маскулинных образов 80-х годов с широкой линией плеч, только в этом сезоне она развивается дальше, и сейчас плечи становятся более угловатыми, сравнимыми с пагодами, как, например, в образе Balenciaga. Эта тенденция предположительно будет широко представлена в повседневных образах в верхней одежде.
Большой меховой воротник
В прошлые сезоны мы часто видели использование меха, в частности искусственного, но сейчас создается впечатление, что дизайнеры перестают применять его для создания целого элемента гардероба, и теперь концентрируют его только в аксессуарах, в частности, в больших воротниках. Мы можем также предположить, что этим дизайнеры не ограничатся, и мы увидим большое количество сумок и аксессуаров, украшенных таким материалом.
Бахрома
Деталь, которая последним летом также была замечена в коллекциях дефиле – это бахрома. Но в отличии от летнего сезона, когда она была сделана из рафии и соломы, в зимнем бахрома представлена в более изысканных материалах, таких как сатин и шелк. Предполагается, что для жизни одежда с такой деталью не очень практична в зимний сезон, поэтому мы чаще встречаем ее в аксессуарах.
Крупные воланы
Значимая деталь, которая продолжает идею вдохновения прошлым – воланы. В этом сезоне они предстают в новой форме, более ярко выраженными, в необычных местах, порой асимметричными.
Галстук-бант и мужские галстуки
- На фото: Alberta Ferretti, Etro, Michael Kors
- На фото: Preen, Dior, Chanel
Аксессуар, который связан с идеей буржуазии. В традиционных женственных образах всегда использовались шейные шарфы, но в данном случае платки выступают в роли галстука-банта.
Другая интерпретация шейного аксессуара – мужской галстук. Очень часто этот элемент добавляется в женственные образы как символ уверенности и силы женщины, продолжая контрастную игру мужского и женского.
Прорези на теле
В этой тенденции чаще представлены более закрытые, сдержанные образы. Но так как бунт и дерзость являются одним из ведущих направлений сезона, дизайнеры добавляют в такие образы сексуальности благодаря прорезям на теле, открывающим порой необычные места: бедра, живот, зону декольте с закрытой при этом шеей.
Как мы уже сказали, легинсы являются элементами вдохновения 90-ми, к этому же направлению относятся и прорези на теле, которые были актуальны в те времена. Показательный пример – платье Off-White, вдохновленное платьем дизайнера Тома Форда для модного дома Gucci 1992/1993 года.
Латекс
Говоря о материалах, которые часто демонстрировались на показах, стоит начать с латекса. Он является неким продолжением, модификацией кожи, которая была ярко представлена в последние сезоны. В данном случае этот вариант более блестящий, может использоваться лаковая кожа или настоящий латекс.
На подиуме очень часто демонстрировались образы целиком из латекса, что сложно представить в повседневной жизни, при этом этот материал может заменить в сумках пластик и твид, которые были актуальны в прошлые сезоны.
Велюр, бархат
Еще один новый материал в тенденциях – велюр, бархат, которые являются полной противоположностью латекса. Велюр, бархат являются частью буржуазного вдохновения, потому что часто использовались именно в 18 веке. В этом сезоне дизайнеры чаще применяют темные цвета бархата и велюра, а играя на контрастах, используют в образе одновременно латекс и бархат, как, например, Saint Laurent.
Цветная клетка
Клетка все так же присутствует на показах, но в этом сезоне она становится цветной, дизайнеры используют необычные яркие решения. Принт является частью буржуазного вдохновения, поэтому дизайнеры обращаются к нему для создания формальных, традиционных силуэтов, например, в костюмах.
Эффект пэчворк
Летом эта тенденция уже была замечена. Сейчас эффект пэчворка дизайнеры используют чаще и смелее, как, например, Koche, у которых рисунок и текстуры лоскутов ткани сильно различаются, что создает совершенно необычный рисунок в образе.
Данную тенденцию можно связать с актуальным направлением разумного потребления в моде, так как многие дизайнеры, в том числе Koche и Marine Serre, поддерживают экологические темы при создании своих коллекций, повторно используя созданную до этого одежду, разрезая ее на кусочки и перекраивая в новую вещь, что как раз и является применением технологии пэчворка.
Total look в черном и цвета кожи
- На фото: Chanel, Burberry, Valentino
- На фото: Jil Sander, Alexander McQueen, Fendi
Черный цвет, особенно в total look’е, снова становится актуальным в этом сезоне.
Все естественные цвета кожи, оттенки бежевого и коричневого становятся актуальными для зимнего сезона, что необычно, но при этом интересно для холодного времени года. Дизайнеры использует такие цвета для создания образов total look.
Возвращение колор-блока
Этот осенне-зимний период приносит огромное количество красок и цветов в образы, что происходит благодаря возвращению в моду колор-блока, который отсутствовал на подиумах 10-15 лет. Прием колор-блок подразумевает сочетание ярких контрастных цветов в больших пропорциях, что визуально создает некую блочность в образе.
Прослеживается эта тенденция даже у тех дизайнеров, которые обычно с осторожностью и в минимальном количестве используют цвет, например, Rick Owens или Saint Laurent. Последний интересен для анализа сочетания цветов, так как этот модный дома нашел совершенно необычные цветовые решения для своей коллекции.