Jil Sander - королева пуризма
«Жить простой жизнью, следовать своим мечтам и всегда помнить, что в любой момент жизнь может повернуться на 180 градусов» - мудрые слова женщины, законодательницы мод, создавшей не только свой собственный бренд, а стиль.
Jil Sander для многих - символ изящества, лаконичности и простоты. Но за именем всегда стоит личность, история и судьба. Jil Sander не стала одним из тех дизайнеров-баловней судьбы, которые с первой же коллекцией попадают в обойму востребованных. Ее путь совершенно иной - долгое и постепенное восхождение на вершину, шаг за шагом, без отказа от собственного стиля и принципов.
Гамбург 1968 год. 24-летний текстильный дизайнер Хайдемари Жилин Зандер (именно так читается немецкая фамилия дизайнера, несмотря на более привычное звучание Джил Сандер) открывает небольшой бутик в самом престижном районе города. Ее миссия – создание идеального гардероба для нового поколения работающих женщин, независимых и самостоятельных. Гардероб женственный и максимально функциональный, полностью соответствующий убыстряющемуся темпу жизни.
Жиль родилась в небольшом немецком городке, в простой семье. Воспитывалась матерью, отца не помнила. После школы Хайдемари Жилин начинает изучать текстильное дело. Карьера складывается довольно успешно, и она даже отправляется в Нью-Йорк, устроившись в самый популярный на тот момент американский журнал мод «McCalls». Но все же юная дева решает вернуться в родную Германию, где она начинает работать в любимом немецкими фрау глянцевом журнале «Petra», в качестве редактора отдела моды. Все, что связанно с модой, становится смыслом жизни будущего дизайнера.
Первым шагом к началу дизайнерской карьеры становятся … брюки. Конец 60-х приносит значительные изменения в обществе: женщины занимают руководящие посты, борются за равноправие во всех областях, и на улицах буржуазного Гамбурга появляются дамы в широких брюках, придуманных пока еще не известным дизайнером. «То, что Донна Каран сделала в Нью-Йорке, Jil Sander повторила в Европе. Она разработала стиль для уверенных в себе женщин, которым не нужно носить мужскую одежду, чтобы доказать свою состоятельность.»
1969-тый год считается годом рождения бренда «Jil Sander Moden». А дебютная коллекция впервые была презентована в 1973 году. Поклонница модернистской архитектуры, Жиль Зандер переводит плавные линии, свойственные этому направлению, в динамичный стиль в одежде. Еще через два года молодой и неизвестный за пределами страны бренд принимает участие в Парижской неделе моды. Показ получился крайне неудачным. Критики ругают стиль марки, считая, что публике нужен не скучный и сухой минимализм, а новые силуэты, яркие краски и революционные сочетания.
Однако на родине, в Германии, все идет хорошо – под маркой Jil Sander успешно производят и продают и одежду, и духи, и сумки. Немецкие журналы охотно рекламируют необычную для того времени минималистичную эстетику, так органично вписавшуюся в немецкую культуру с ее вечным стремлением к практичности и реалистичности.
К счастью настают 90-е с их необузданной энергией, эклектикой и тягой ко всему новому. Смешение стилей, эпатаж и театральность буйствуют на подиумах и улицах. Но новое поколение успешных и востребованных стремится к так называемому «неоконсерватизму». В этот период Jil Sander производит фурор, но в свойственной ей сдержанной стилистике. Поразить воображение удалось ни бурным соцветием несочетаемых оттенков в одном наряде, как было тогда популярно, а новой формой и силуэтом. Одежда в стиле onion-look (в переводе с англ. «луковый стиль»), то что мы сегодня называем привычным словом «многослойность», когда слои одежды, словно луковая шелуха, надеваются друг на друга и прекрасно комбинируются, становится семимильным шагом вперед.
В начале 1990-х годов популярность марки резко растет и бренд получает международное признание. Сорокалетняя Жиль четко знает, во что она хочет одевать современных женщин. Простые, изысканные и скульптурные вещи из высококачественной ткани - все то, чего так не хватает в яркой и вызывающей моде периода 90-х. «Пуризм в моих работах следует понимать, как своего рода попытку сбалансировать ситуацию, царящую в данный момент в моде.»
С 1997 года в коллекции бренда появляется мужская линия: бескомпромиссный, острый, как бритва стиль, вдохновленный направлением Bauhaus. (Bauhaus – направление в архитектуре и дизайне, отличающееся простотой форм и функционализмом.) В женских коллекциях бренда полностью преобладает андрогинный городской стиль, ставший визитной карточкой дизайнера. «Ее философия имеет больше общего со строгостью японского и бельгийского дизайна, чем с декоративным характером южной европейской моды.»
С немецкой точки зрения, стиль Jil Sander в чем-то продиктован условностями севера Германии. Выросшая в Гамбурге, она впитала традиции, культивируемые в этом ганзейском городе. (Ганзейский союз сформировался изначально как союз купцов, а затем стал союзом городов, в первую очередь портовых. Гамбург входил в этот союз наряду с Любеком, Бременом и тд). Дорогая и качественная одежда всегда ценилась в этом старом портовом городе, центре торговли. Но при этом, ценность одежды не должна бросаться в глаза.
Обычно то, что находится на острие моды, невозможно носить более одного сезона. Жиль Зандер придерживается другой философии и стремится создавать моду вне времени и даже вне сезона. Именно в этом кроется секрет успеха марки. Уже до момента выхода бренда на международную модную арену каждый в Германии знал, что безукоризненно сидящие брюки, белые, отлично скроенные блузки, элегантные пальто из высококачественных тканей, в приглушенной цветовой палитре, продаваемые в бутиках Jil Sander, не могут выйти из моды.
Продолжая оставаться в каком-то смысле новатором, Жиль Зандер становится лицом своего собственного бренда, несмотря на полную не публичность. Красивая, строгая блондинка с правильными и аристократичными чертами, принимает участие в рекламной кампании своей новой парфюмерной линии. Идея оказывается на редкость удачной, а именной бренд теперь напрямую ассоциируется с личностью создателя. Кроме того, Жиль Зандер придумывает сотрудничать с другими марками. Сегодня нас не удивишь всевозможными коллаборациями, а в 1998 году совместная коллекция кроссовок от Jil Sander и Puma – это своеобразный прорыв.
В 1999 году бренд шагает за пределы Германии, и в Париже, а затем в Милане и в Нью-Йорке, появляются бутики Jil Sander. Дизайнер также запускает новую линию - коллекцию очков, стремясь создать полный и цельный образ. Вскоре контрольный пакет акций бренда покупает группа Prada. А через полгода сама дизайнер уходит с поста креативного директора из-за ссоры с главой холдинга, Патрицио Бертелли. Принципиальная во всем, что касается качества, она не может согласиться с решением руководства поменять поставщиков тканей. «Простота и демократичность - не синонимы» безуспешно пытается доказать она руководству. Единственное решение – прекратить сотрудничество.
В 2003-м Жиль, после долгих «переговоров о перемирии», к радости почитателей, возвращается. Однако в 2004-м вновь уходит. На должность креативного директора вступает бельгийский «вундеркинд в моде» Раф Симонс (Raf Simons – тот самый, что после руководил Dior, а сейчас встал у руля Calvin Klein, представив свою первую коллекцию на недели моды в Нью-Йорке), привнесший в чистую, геометричную элегантность бренда заимствования из панка и гот культур. Именно благодаря ему марка становится более fashion ориентированной. Несмотря на то, что до этого он никогда не делал женские коллекции, Симонс быстро осваивается и вписывается в схему так называемого «спокойного концептуализма» Jil Sander. Он не совершает революций, но представляет серию платьев в пол, добавляет цвета и смягчает линии. Все тот же минимализм, но выписанный другим шрифтом.
После нескольких лет перерыва, сама дизайнер создает собственную консалтинговую компанию и начинает сотрудничество с японским модным домом UNIQLO. Каждая коллекция дизайнера восторженно принимается прессой и публикой. Критики признают, что коллекции получились с одной стороны в изысканном стиле дизайнера, а с другой - своей свежестью стали приятным сюрпризом для многих.
А в 2012 году она во второй раз возвращается в дом моды, носящий ее имя. «Королева вернулась» - пестрели заголовки газет, и это было вполне логично. Всего через год, в канун своего 70-летия она, как всегда спокойная и выдержанная, объявляет, что по «личным причинам» уходит «на пенсию». В этот раз она сама выбирает команду дизайнеров-приемников, отвечающих за дальнейшее создание коллекций и развитие бренда.
После ухода, в этот раз окончательного, Жиль Зандер много путешествует, посещая Ближний Восток, Азию, Африку, Иран, Россию, - места, которые она всегда мечтала увидеть, но не могла из-за плотного рабочего графика. Сегодня именитый модельер проводит свои дни в доме под Гамбургом, построенном в ее любимом стиле «Bauhaus», посвящая свое время саду и чтению книг. В одном из недавних интервью британскому Elle, отвечая на вопрос о том, без чего себя не представляет, она сказала, что это три вещи: темные джинсы, белая рубашка и темно-синее пальто.
В 2014 году на пост креативного дизайнера бренда, с легкой руки самой Жиль, назначен итальянец Родольфо Пальялунга, с достоинством продолживший традиции бренда. С одобрения Жиль Зандер, Пальялунга привнёс немного уличного стиля в новые коллекции. До сих пор Jil Sander - один из самых успешных и респектабельных немецких брендов, производящих одежду, обувь, аксессуары, косметику и парфюмерию в стилистике, заложенной основательницей.