Япония & Франция. История модного дома Kenzo
«Франция стала моим домом и дала мне самое главное в жизни: друзей, невероятные возможности и моменты радости. Покидая Японию в 1964 году, я думал, что уезжаю на полгода. Однако мое пребывание здесь не завершилось и полвека спустя» (Кендзо Такада)
История одного из самых экзотичных модных домов Франции начинается в 1939 году, когда в японской провинции Кандзаки, на побережье острова Хонсю, под сенью древнейшего замка «Белой цапли» – Химэдзи, рождается мальчик по имени Кендзо Такада. Пятый ребенок в семье хозяина чайного домика с детства страдает дислексией, и чтение или связное выражение своих мыслей для него – целая проблема.
Избегая общества других детей, он много времени проводит в одиночестве, рассматривая журналы старшей сестры, и влюбляется в моду. Однако родители придерживаются традиционных для японского общества ограничений: в Стране восходящего солнца в швейной индустрии работают только женщины, и нарушать заведенный порядок нельзя.
В 1957 году, повинуясь воле отца, Кендзо поступает в университет в городе Кобе на факультет японской литературы. Всего через год он не выдерживает и, несмотря на гнев родителя, бросает учебу и переезжает в Токио. Там, собрав все свое мужество, он подает документы в институт дизайна и моды (Tokyo’s Bunka Fashion College). Пройдя все вступительные экзамены, Такада становится первым мужчиной, допущенным к обучению.
После обучения молодой дизайнер занимается оформлением витрин в крупном универмаге, потом переходит в модный журнал. Но мечтает он о Париже… Старый институтский профессор когда-то сказал, что место Кендзо – в самом модном городе мира, раскрепощенной и открытой всему новому столице Франции. Денег на билет не хватает, а родители отказывают в финансовой помощи сыну, поступившему против их воли.
Но судьба на стороне Кендзо. В 1964 году Японское правительство начинает подготовку к Токийским Олимпийским играм и сносит жилища, мешающие стройке. В список попадает и дом, в котором проживает Такада. Получив компенсацию в размере 350 000 иен, он покупает билет на корабль до Марселя. В январе 1965 года камбоджийское грузовое судно после месячного путешествия входит в самый большой порт Франции с единственным пассажиром на борту Кендзо Такада.
Оказавшийся в чужой стране, без знания французского и денег, он вынужден обратиться к матери за помощью. И снова получает отказ. В реальности жизнь в Париже оказывается далека от того, что он рисовал в своем воображении. Не падая духом, Кендзо берется за все: стрижет и выгуливает собак, подрабатывает маляром и внештатным дизайнером в издательстве. И не осознает, что его нищета и одиночество – скрытое благословение.
В свободное время от творит для себя, но единственно доступный материал – самые дешевые остатки тканей. Не имея ничего другого, он смело смешивает различные фактуры и цвета, парижское вдохновение и японские традиции, и постепенно формирует свой собственный и не на что непохожий стиль. Стиль Kenzo.
Японское влияние безошибочно угадывается в каждой модели. «Это все воспоминания о матери. Я был очарован ее энергией и невероятным изяществом ее кимоно». В начале семидесятых в Японии было два вида кимоно: простое и строгое повседневное и красочное праздничное, покрытое волшебными узорами. Именно последнее особенно вдохновляет новоявленного французско-японского дизайнера.
К концу 1967 года, в крошечной съемной комнате Кендзо все пространство занимают эскизы и, собравшись с духом, в поисках работы он отправляется в модный дом Луи Феро (Louis Féraud). Вакантных мест нет, но несколько рисунков он все-таки продаёт. Окрыленный этим небольшим успехом, Такада рассылает наброски во все модные журналы, и почти десять из них принимает ELLE. Так, постепенно, шаг за шагом, у вчера еще никому неизвестного японца появляются первые клиенты, покоренные цветом и необычной энергией его моделей. «Настало сумасшедшее время: работа в течении дня и бесконечные вечеринки по ночам».
В феврале 1970 года Кендзо решает открыть свой магазин. Это всего лишь небольшое заброшенное помещение в галерее «Вивьен», но для него – любимое детище, его жизнь. Он сам занимается ремонтом (тут ему пригодились навыки маляра) и даже рисует на стенах, потолке и ступенях свою любимую картину Анри Руссо «Сон». Магазин «Японские джунгли» (Japanese jungle) распахивает свои двери в апреле 1970 года.
В августе проходит дебютный показ. Несмотря на то, что все максимально просто и модели дефилируют в небольшой студии, в число двадцати гостей попадает и главный редактор французского ELLE, крупнейшего издания о моде. Уникальные, полные жизни и цвета наряды производят впечатление, и на обложке ноябрьского номера появляются те самые «Японские джунгли».
В начале 70-х под воздействие антитрадиционных идей и новых ценностей попадают модельеры высокого класса. Dior, Yves Saint Laurent и Chanel, доминирующие с их bon chic bon genre и изготавливающие элегантную, но скучную «одежду для леди», попадают в опалу. Мини-юбки и брюки клеш набирают популярность среди населения. Такада со своими фееричными красками, богатыми цветочными узорами и комфортными силуэтами образует новую парадигму парижской моды.
Начинается время прет-а-порте, и готовая одежда, в которой смешались колорит неизведанной страны гейш и самураев с принципами западной моды, оказалась подобна революции. Марка получает официальное название Kenzo, и в течение следующего десятилетия ее грандиозный успех по своей силе напоминает метеоритный взрыв.
Кендзо идеально играет с палитрой. Насыщенный зеленый, яркий фиолетовый, кроваво-красный, солнечный желтый выступают вместе, но не выглядят вульгарно или вызывающе. А его любимые цветы отлично помогают выразить и чистоту, и страсть, и характер. Такое умение доступно не каждому.
Кендзо становится пионером в дизайне одежды свободного кроя – oversize – сумев создать эстетичное пространство между телом и тканью. Силуэты напоминают все то же кимоно: прямые линии, отсутствие стрелок, вытачек и молний. В период, когда публика устала от чрезмерной сексуальности в одежде, его работы устанавливают новые стандарты для моды 70-х: объем, пластичность и многослойность.
В 1977 году для Такады наступает момент настоящего триумфа. Он показывает свою новую коллекцию в скандально известном нью-йоркском клубе Studio 54. Под диско в исполнении великолепной Грейс Джонс модели, в числе которых знаменитая Джерри Холл, выходят на импровизированный подиум. Для конца 70-х это настоящий вызов! Еще никто не проводил показ мод в ночном клубе, и американская публика была завоевана креативным и отважным японцем.
Задумавшись о создании гармоничного образа, в 1978 году Такада начинает работу над ароматом. Спустя два года экспериментов появляется восточный, пряный, неординарный парфюм King Kong как продолжение его любимой темы «Японские джунгли». Яркие ноты банана и мяты ошеломляют и полноценно дополняют причудливую концепцию бренда. После нескольких лет успеха духи пропадают с прилавков. А в 1988, как официальный аромат бренда, миру представлен менее экзотичный, но все так же притягательный цветочно-фруктовый Ca sent beau. Кстати, линия ароматов от Kenzo до сих пор «взрывает» – вспомнить хотя бы новый сумасшедший ролик.
В 1983 году Такада выпускает первую мужскую коллекцию «Вокруг света за 80 дней». Тот же посыл, энергетика и даже цветы, но в другой интерпретации. Японец, живущий в Париже, вдохновляется культурами вне традиционного запада, и в его работах можно распознать элементы народных костюмов разных стран и континентов: скандинавские узоры, румынские крестьянские юбки, португальские кошельки, североафриканские туники, перуанские пончо.
В 90-е бренд остается молодежно-ориентированным и необыкновенно популярным. Незаметно избыток объема исчезает, а ему на смену приходят мини-платья и топы. Но даже следуя модным тенденциям, Такада не изменяет себе и остается таким же, как двадцать лет назад, когда он только мечтал о покорении модного Олимпа – открытым, наполненным радостью, свободой и индивидуальностью.
Весело, поэтично и расслабленно Кендзо из сезона в сезон создает свои неординарные коллекции. То, что одобряют ведущие стилисты и критики, идет в продажу, а наиболее креативные работы – в архив. Самые популярные мотивы – растения, животные и вода – принимают причудливую форму в интерпретации мастера.
Не только наряды контрастируют со всем, что было раньше, но и их демонстрация разительно отличается от традиционной. Он устраивает шоу в цирке, сам выехав к публике на слоне, раскидывает необыкновенные шатры в Бордо, затягивает тканями площадь в Париже. А в 1994 году, в честь первого дня лета, мост Pont Neuf Bridge выстилают десятью тысячами разноцветных бегоний. По задумке дизайнера цветочная «пряжа» предназначена нести радость и улыбки. Приятно шокированные горожане оценили подарок и счастливо улыбались все три дня, пока инсталляция существовала.
В 1993 году марку покупает многонациональный конгломерат предметов роскоши LVMH Group. С этого момента Такада напоминает генерала, проигравшего сражение. Два раза в год он с трудом создает коллекции, словно мифический Сизиф, выполняет бесполезную, бесконечную работу. Он увлекается керамикой, рисует, занимается спортом – словом, ведет себя как пенсионер.
В канун Рождества 1999 года Kenzo Takada официально объявляет о своем уходе и уезжает в Японию. Еще одна мечта – заниматься искусством – начинает воплощаться в жизнь. Бросив все, он начинает писать, восторгаясь картинами Матисса, Гогена и Руссо, берет уроки игры на фортепиано, изучает архитектуру и путешествует.
В 2000 году выходит аромат Flower by Kenzo, ставший флагманским. Символ аромата – яркий мак. Следом – косметическая линия Kenzoki, пользующаяся популярностью. Именно эти продукты в течение долго периода становятся основным источником дохода компании.
В 2003 году на пост креативного дизайнера вступает итальянец Антонио Маррас. Маррас начинает с того, что тщательно штудирует все архивы дома. Он объясняет это так: «Когда я присоединился к Kenzo, Такада уже почти десять лет как покинул компанию. Необходимо заполнить пробелы, возвратить ценности бренда, но в то же время дать ему новую жизнь. Это особый дом с уникальной ДНК, и я считаю, что должен продолжить его историю, а не стереть». Маррас привносит в японскую эстетику Kenzo европейскую историю, религию и итальянское происхождение.
Тонкость и женственность новых коллекций, отход от уличного стиля нравятся публике, но далеки от узнаваемой индивидуальности бренда. Со времен Такады остаются только цветочные принты, а во всем остальном, несмотря на успешность, Kenzo идентифицировать сложно.
В 2005 Такада возвращается в моду, чтобы запустить линию товаров для дома и мебели Кобо Gokan «Студия пяти чувств». Во дворе своего особняка в Париже он строит Чайный домик, точь-в-точь как тот, которым владел его отец, и разбивает сад камней.
В июле 2011 года на место Марраса приходят калифорнийцы Умберто Леон и Кэрол Лим. «Надеемся, они смогут не только правильно интерпретировать наследие Kenzo, но и откроют новый этап в развитии бренда, который нам сейчас так необходим», – говорит генеральный директор отделения моды LVMH Пьер-Ив Руссель.
Задавшись целью вернуть бренду «дух джунглей» и привлекательность в глазах нового поколения, дуэт привлекает художников-авангардистов и музыкантов к созданию рекламных кампаний и показов. Все больше и больше обращаясь к корням, дизайнеры презентуют коллекцию 2012 года под звуки японской музыки.
Считая, что одежда – это «роскошь, доступная каждому», Умберто и Кэрол снижают цены, делая одежду более доступной. Голова тигра, глаза и другие культовые принты на свитерах, футболках, кедах становятся объектами желания по всему миру. Всемирно известный иллюстратор Жан-Поль Гуд придумывает для бренда вызывающий и провокационный фотосет в поддержку весенне-летней коллекции 2013 года.
В 2014 году Kenzo поражает публику не только своей сюрреалистичной кампанией в духе Дали, но и показом, где все модели дефилируют на фоне водопада под саундтреки голливудского режиссера Дэвида Линча. Среди зрителей, подходящих поздравить калифорнийский дуэт с успехом, оказывается и Кендзо Токада. «Я очень доволен тем, что они сделали. Они привнесли порцию юмора и оживили бренд», – объявляет основатель Kenzo. Впервые с момента его ухода он появляется на показе, и это явно знак, что Кэрол Лим и Умберто Леон движутся в правильном направлении.
Кэрол и Умберто делают новый шаг к возвращению бренда на вершину успеха и готовят коллаборацию с H&M. После объявления о сотрудничестве в мае 2016 года все модники мира с нетерпением ждут выхода коллекции легендарного французского бренда и шведской марки. Очереди выстраиваются еще до открытия магазинов и стартов интернет-продаж. Анималистические принты неоновых расцветок, невероятно харизматичная обувь, многослойные наряды – полная передача эстетики Кендзо Такады и невероятный успех.
В 2016 году Шон Бейкер снимает короткометражный фильм Snowbird в стиле артхаус. Для большего эффекта режиссер использует не профессиональную камеру, а свой телефон. «Одежда вторична, главное – свобода и независимость» – основной посыл рекламного ролика.
Все больше обращаясь к корням, в 2016 году дизайнеры создают коллекцию, опираясь на историю дома. Переработав архивы и вдохновившись шокировавшим когда-то показом в студии 54, они представляют эпоху диско в современной интерпретации: винил, золото, эпатажные наряды в стиле Грейс Джонс наряду с белыми рубашками и юбками-карандаш.
В начале нового 2016 года Кензо Такада получает орден почетного легиона за заслуги перед его второй родиной. Спустя 51 год рыцарь, создавший глобальную моду, пропагандирующий универсальную культуру и энергию жизни, купил билет на корабль, отходящий из Марселя, планируя проехать тем же маршрутом, что и полвека назад, но с остановками в каждом городе.