Нежный возраст: стиль в фильме «Леди Берд»
Фильм молодой инди-звезды Греты Гервиг стал автобиографической исповедью актрисы – правдивым и максимально близким к жизни рассказом об ее подростковом возрасте. Гервиг хотела сделать картину простой и понятной зрителю, а актеров – настоящими, и одежда в этом сыграла не последнюю роль. Для создания образов реальных людей актриса и режиссер пригласила художницу по костюмам Эйприл Нейпир.
Все начинается с обуви», – говорит Нейпир о работе над фильмом. «Сборку» каждого из героев она начинала снизу вверх: «Я стараюсь думать о том, какие вещи могут быть в их шкафах и что они выхватывают оттуда ежедневно». Эта тактика хорошо прослеживается в образе Кристин «Леди Берд» Макферсон, главной героини. Она носит то, что в любой момент может надеть подросток, и никакой системы и признаков сформированного стиля в ее нарядах нет. Зато ясно видна отсылка ко времени действия – началу двухтысячных.
За признаки времени отвечает не только одежда: с первого кадра становится понятно – Леди Берд любит бижутерию. Россыпь браслетов и фенечек, наивные бусы-ракушки, напоминавшие подросткам начала миллениума об отдыхе в летнем приморском лагере, множественные колечки и заколочки занимают в картине такую же важную роль, как скромная школьная форма – обманный маневр, не более, чем фасад, за которым скрываются сложные характеры детей.
Создавая «Леди Берд», Нейпир думала не только о популярных тогда Кирстен Данст или Фионе Эппл, она также ориентировалась на культовых знаменитостей – Ким Гордон, Патти Смит и Кэтлин Ханну. В героине Сирши Ронан черты вышеперечисленных отобразились совершенно по-разному: от общего ощущения просыпающегося феминизма в главной героине до волос, окрашенных в розовый, и по-панковски ободранного маникюра.
Розовое платье
Инфантильное розовое платье занимает особую роль в жизни Леди Берд. Их у нее целых два: облаку цвета сахарной ваты отведена участь впечатлить семью первого бойфренда, второе – богато декорированное платье цвета фуксии – становится прощанием со школой. Именно оно – с викторианским корсетом, щедро покрытое пайетками и украшенное цветами, – отражает в себе все, чем славилась мода 2000-х: в корсетах выступала Кристина Агилера времен «Мулен Руж!», Бритни Спирс, еще состоявшая в отношениях с Джастином Тимберлейком, Рианна в начале карьеры и вообще все культовые звезды того времени.
И оно же стало манифестом взросления героини: она сама выбрала это платье в секонд-хенде, с участием матери, но без ее давления. Первое же нашла мать Леди Берд Мэрион, выхватив его с рейла во время ссоры с дочерью.
Костюм cowgirl
Карнавальный костюм Леди Берд удачно вписывается в актуальную сейчас Американу. Казаки, «канадский смокинг» и характерная красная бандана – возможно, даже в это клише Нейпир вкладывала смысл. Наряд эмансипированных скотоводок Америки, не уступавших в ловкости ковбоям, Леди Берд носит в вечер своего первого поцелуя и это – в некотором роде оммаж «Горбатой горе» (позже выясняется, что бойфренду героини девушки вовсе не интересны). Совпадение? Не думаем.
Забавный факт: Раф Симонс, задавший тренд своими коллекциями для Calvin Klein, одевал Сиршу Ронан на церемонию вручения «Оскаров».
Университетский пиджак
Важный момент перевоплощения случается в конце: Леди Берд снова называет себя собственным именем – Кристин – и полностью меняет стиль с инфантильного на расслабленный casual. Отказывается от комбинезона с короткой юбочкой в пользу расклешенных джинсов средней посадки, надевает пиджак вместо милитари-парки.
И вот, что главное в этом моменте: вопреки ромкомам начала 2000-х, главная героиня не снимает условные очки и не переодевается в сексуальное бандажное платье, а начинает носить нейтральные вещи и размазывает по лицу тушь для ресниц, оставшуюся со вчерашней вечеринки, не начинает встречаться с «тем самым парнем», а обретает полную свободу, идет не в «альфа-бета-гамма» клуб, а в церковь на воскресную службу. И так нам становится очевидно, что фильм был снят в 2018-м.
Визуальная и смысловая многослойность картины очень хорошо вписывается в философию Эйприл Нейпир, сформировавшуюся при работе над кино: «Леди Берд – не легкий в создании образ: все организованно и каждая деталь точна, и именно это важно в финальной естественности героев. Мы устали от устаревшего фальшивого Голливуда, пришло время очень личных, достоверных историй. Весь мир сегодня находится в кризисе, люди жаждут честности».
Получается, что философия, прежде характерная преимущественно для инди-фильмов, сегодня вышла за рамки жанра. И как же это здорово, что лента, представляющая целую нишу, была выдвинута на «Оскар»: есть прецедент, дальше будет больше.
Текст: Галя Бушуева